Министерство финансов Российской Федерации

Приказ
от 25 декабря 2017 г. № 251н

О внесении изменений
в Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18 декабря 2013 г. № 125н

Приказываю:

Внести в Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18 декабря 2013 г. № 125н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 10 февраля 2014 г., регистрационный № 31262; Российская газета, 2014, 28 февраля), изменения согласно приложению к настоящему приказу.

Настоящий приказ вступает в силу в установленном порядке, за исключением пункта 7 и абзацев второго и третьего пункта 10 (в части осуществления проверки обоснованности возврата администратором доходов бюджета излишне или ошибочно уплаченных сумм по платежам, порядок возврата которых не установлен федеральными законами) прилагаемых изменений, которые вступают в силу с 1 апреля 2018 года.

Министр

А.Г. Силуанов


С изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. № 160н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 28 января 2015 г., регистрационный номер 35759), от 1 декабря 2015 г. № 189н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 26 января 2016 г., регистрационный номер 40781), от 21 декабря 2016 г. № 239н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 20 января 2017 г., регистрационный номер 45328).


Приложение
к приказу Министерства финансов Российской Федерации
от 25.12. 2017 г.№ 251н

ИЗМЕНЕНИЯ,
которые вносятся в Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации
от 18 декабря 2013 г. № 125н

  1. В пункте 4:

    в абзацах втором и четвертом после слов «расчетных документов» дополнить словами «(в том числе платежных поручений на общую сумму с реестром)»;

    в абзаце восьмом слова «представленных администраторами доходов бюджета» заменить словами «представленных налоговыми органами».

  2. В пункте 14 слова «код ОКТМО» заменить словами «код по Общероссийскому классификатору территорий муниципальных образований (далее — ОКТМО)».
  3. В пункте 17:

    в подпункте «а»:

    слова «и текстовом поле «Назначение платежа» заменить словами «и (или) текстовом поле «Назначение платежа»;

    дополнить предложением следующего содержания:

    «При этом ранее направленные Запросы на выяснение принадлежности платежа подлежат отмене;»;

    подпункт «б» изложить в следующей редакции:

    «б) невыясненные поступления, принадлежность которых к доходам не установлена, ошибочно зачисленные на счет органа Федерального казначейства по вине банка или организации федеральной почтовой связи, возвращаются на счет данного банка или организации федеральной почтовой связи на основании письменного обращения (уведомления) банка или организации федеральной почтовой связи. При этом ранее направленные Запросы на выяснение принадлежности платежа подлежат отмене;»;

    в подпункте «в» слова «в том числе» заменить словами «и (или)»;

    абзац шестой изложить в следующей редакции:

    «Возврат невыясненных поступлений, предусмотренных подпунктами «а» и «б» настоящего пункта, осуществляется в срок, не превышающий 3-х рабочих дней со дня, следующего за днем представления заявления плательщика, письменного обращения (уведомления) банка или организации федеральной почтовой связи, на основании оформленной в соответствии с ними органом Федерального казначейства Заявки на возврат.»;

    абзац восьмой признать утратившим силу.

  4. В пункте 18:

    абзац первый изложить в следующей редакции:

    «18. Поступления, ошибочно зачисленные на счет органа Федерального казначейства и учтенные им как невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет, получателем которых в соответствии с законодательством Российской Федерации является государственное или муниципальное учреждение (далее — учреждение), которому открыт лицевой счет в органе Федерального казначейства, подлежащие зачислению на другой счет органа Федерального казначейства, перечисляются учреждению на основании полученного от данного учреждения письменного обращения с приложением копии заявления плательщика. При этом ранее направленные Запросы на выяснение принадлежности платежа подлежат отмене.»;

    в абзацах втором и третьем слова «федерального учреждения» заменить словом «учреждения».

  5. В пункте 19 слова «Поступления, ошибочно зачисленные» заменить словами «Поступления, не администрируемые налоговыми органами, ошибочно зачисленные».
  6. В пункте 26:

    абзац третий изложить в следующей редакции:

    «в реквизите «Плательщик» — сокращенное наименование органа Федерального казначейства, со счета которого перечисляются денежные средства, и в скобках — краткое наименование (при его отсутствии -сокращенное или полное наименование) соответствующего администратора доходов бюджета;»;

    абзац пятый изложить в следующей редакции:

    «в реквизите «Получатель» — сокращенное наименование органа Федерального казначейства, на счет которого перечисляются денежные средства, и в скобках — краткое наименование (при его отсутствии -сокращенное или полное наименование) соответствующего администратора доходов бюджета;»;

    абзац девятый изложить в следующей редакции:

    «в реквизите «107» указывается «0» (ноль);».

  7. Пункт 27 после абзаца второго дополнить абзацами следующего содержания:

    «Орган Федерального казначейства проверяет обоснованность возврата администратором доходов бюджета излишне или ошибочно уплаченных сумм по платежам, порядок возврата которых не установлен федеральными законами.

    В случае возврата из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации сумм платежей, порядок возврата которых не установлен федеральными законами, администраторы доходов бюджета в графах 1-3 раздела 2 «Реквизиты документа-основания» Заявки на возврат указывают реквизиты расчетного документа плательщика (платежного поручения на общую сумму с реестром) (далее — документы, подтверждающие факт зачисления платежа).

    В случае возврата платежа физического лица, включенного в платежное поручение на общую сумму с реестром, в графе 2 раздела 2 «Реквизиты документа-основания» Заявки на возврат указываются номер платежного поручения на общую сумму с реестром и номер строки в реестре, разделенные между собой знаком «/».

    Орган Федерального казначейства проверяет обоснованность возврата сумм поступлений по указанным платежам по следующим направлениям:

    наличие в органе Федерального казначейства документов, указанных в разделе 2 «Реквизиты документа-основания» Заявки на возврат, подтверждающих факт зачисления платежа;

    соответствие реквизитов плательщика (ИНН, КПП (при их наличии) и наименование) из расчетного документа плательщика реквизитам получателя платежа (ИНН, КПП (при их наличии) и наименование), указанным в разделе 3 «Реквизиты получателя» Заявки на возврат;

    соответствие реквизитов плательщика (ИНН (при его наличии) и наименование), указанных в строке реестра, прилагаемого к платежному поручению на общую сумму с реестром, реквизитам получателя (ИНН (при его наличии) и наименование), указанным в разделе 3 «Реквизиты получателя» Заявки на возврат, при условии указания в графах 1-3 раздела 2 «Реквизиты документа-основания» Заявки на возврат реквизитов платежного поручения на общую сумму с реестром;

    непревышение суммы возврата, указанной в Заявке на возврат, над суммой расчетного документа (суммой платежа физического лица, указанной в строке реестра, прилагаемого к платежному поручению на общую сумму с реестром) с учетом ранее исполненных возвратов и уточнений.

    В случае отсутствия вышеуказанных обоснований возврата орган Федерального казначейства регистрирует представленную Заявку на возврат в Журнале регистрации неисполненных документов (код по КФД 0531804), а также:

    при бумажном документообороте между органом Федерального казначейства и администратором доходов бюджета возвращает Заявку на возврат с приложением Протокола (код по КФД 0531805), в котором указывается причина возврата;

    при электронном документообороте между органом Федерального казначейства и администратором доходов бюджета направляет Протокол (код по КФД 0531805) в электронном виде, в котором указывается причина возврата.

    В случае если администратором доходов бюджета из органа Федерального казначейства получен Протокол (код по КФД 0531805), в котором указана причина возврата «Отсутствуют подтверждающие документы», администратор доходов бюджета направляет в орган Федерального казначейства Заявку на возврат с одновременным приложением подтверждающих документов.

    Орган Федерального казначейства принимает Заявку на возврат к исполнению после подтверждения обоснованности возврата.

    В качестве документов, подтверждающих факт уплаты платежа физического лица, включенного в платежное поручение, администратор доходов бюджета направляет в орган Федерального казначейства копию распоряжения плательщика, копию платежного поручения, в которое включен платеж физического лица (далее — документы, подтверждающие уплату платежа) и копию письма кредитной организации (ее филиала), подтверждающего факт включения распоряжения физического лица в данное платежное поручение, и при необходимости иные документы, подтверждающие право плательщика на возврат денежных средств (далее — документы, подтверждающие право плательщика на возврат).

    В качестве документа, подтверждающего факт уплаты платежа, администратор доходов бюджета направляет в орган Федерального казначейства копию расчетного документа плательщика и при необходимости документы, подтверждающие право плательщика на возврат денежных средств.

    Документы, подтверждающие факт уплаты платежа и документы, подтверждающие право плательщика на возврат, указанные в абзацах шестнадцатом и семнадцатом настоящего пункта, прилагаются к Заявке на возврат и направляются администратором доходов бюджета в орган Федерального казначейства:

    при бумажном документообороте между органом Федерального казначейства и администратором доходов бюджета — в форме копии бумажного документа, созданной посредством его сканирования, заверенной подписью руководителя (уполномоченного им лица) и подписью главного бухгалтера (иного уполномоченного руководителем лица), которые в соответствии с представленной администратором доходов бюджета Карточкой образцов подписей (код по КФД 0531753) наделены правом первой и второй подписи соответственно;

    при электронном документообороте между органом Федерального казначейства и администратором доходов бюджета — в форме электронной копии бумажного документа, созданной посредством его сканирования, заверенной подписью руководителя (уполномоченного им лица) и подписью главного бухгалтера (иного уполномоченного руководителем лица), которые в соответствии с представленной администратором доходов бюджета Карточкой образцов подписей (код по КФД 0531753) наделены правом первой и второй подписи соответственно.

    При приеме документов, подтверждающих факт уплаты платежа, от администратора доходов бюджета, орган Федерального казначейства осуществляет проверку наличия в документах подписи руководителя (уполномоченного им лица) с правом первой подписи и главного бухгалтера (иного уполномоченного руководителем лица) с правом второй подписи, а также соответствия подписей данных лиц образцам, имеющимся в Карточке образцов подписей (код по КФД 0531753) администратора доходов бюджета.

    Документы, подтверждающие право плательщика на возврат, должны быть напечатаны на официальном бланке организации, выдавшей документ, подписаны ее руководителем (заместителем руководителя) и заверены печатью организации.

    В случае если форма или содержание документов, подтверждающих факт уплаты платежа, и документов, подтверждающих право плательщика на возврат, не соответствует указанным требованиям или подписи администратора доходов бюджета на документах, подтверждающих факт уплаты платежа, будут признаны не соответствующими образцам, имеющимся в Карточке образцов подписей (код по КФД 0531753), орган Федерального казначейства регистрирует Заявку на возврат в Журнале регистрации неисполненных документов (код по КДФ 0531804), а также:

    при бумажном документообороте между органом Федерального казначейства и администратором доходов бюджета возвращает Заявку на возврат с приложением Протокола (код по КФД 0531805), в котором указывается причина возврата;

    при электронном документообороте между органом Федерального казначейства и администратором доходов бюджета направляет Протокол (код по КФД 0531805) в электронном виде, в котором указывается причина возврата.».

  8. В пункте 29:

    абзац седьмой изложить в следующей редакции:

    «в реквизите «Плательщик» — сокращенное наименование органа Федерального казначейства и в скобках — краткое наименование (при его отсутствии — сокращенное или полное наименование) органа управления соответствующим государственным внебюджетным фондом или финансового органа соответствующего бюджета;»;

    абзац девятый изложить в следующей редакции:

    «в реквизите «Получатель» — сокращенное наименование органа Федерального казначейства (сокращенное наименование органа Федерального казначейства и в скобках — краткое наименование (при его отсутствии — сокращенное или полное наименование) органа управления соответствующим государственным внебюджетным фондом или финансового органа соответствующего бюджета);».

  9. Абзац шестой пункта 30 изложить в следующей редакции:

    «В реквизите «Получатель» расчетного документа указывается сокращенное наименование органа Федерального казначейства (сокращенное наименование органа Федерального казначейства и в скобках — краткое наименование (при его отсутствии — сокращенное или полное наименование) органа управления соответствующим государственным внебюджетным фондом или финансового органа соответствующего бюджета).».

  10. В пункте 40:

    абзац третий изложить в следующей редакции:

    «Орган Федерального казначейства проверяет обоснованность возврата администратором доходов бюджета излишне или ошибочно уплаченных сумм по платежам, порядок возврата которых не установлен федеральными законами, в соответствии с настоящим Порядком, правильность заполнения Заявки на возврат и формирует расчетный документ для перечисления средств в валюте Российской Федерации со счета органа Федерального казначейства на банковский счет для осуществления конверсии.»;

    абзац десятый изложить в следующей редакции:

    «в реквизите «Получатель» указывается сокращенное наименование органа Федерального казначейства и в скобках — краткое наименование (при его отсутствии — сокращенное или полное наименование) администратора поступлений в бюджет;».

  11. Абзац седьмой пункта 43 изложить в следующей редакции:

    «в реквизите «Получатель» — сокращенное наименование органа Федерального казначейства (сокращенное наименование органа Федерального казначейства и в скобках — краткое наименование (при его отсутствии — сокращенное или полное наименование) финансового органа субъекта Российской Федерации);».

  12. Пункт 53 дополнить абзацем следующего содержания:

    «В графе 14 «Примечание» табличной части Сведений о поступивших на счет органа Федерального казначейства от юридических лиц платежах указывается информация из реквизита «Назначение платежа» расчетного документа плательщика.».

  13. В пункте 54:

    в абзаце первом после слов «федеральный бюджет,» дополнить словами «не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления платежа,»;

    абзац четвертый признать утратившим силу;

    в абзаце пятом слова «подпункты «а» — «в» в соответствующем падеже заменить словами «подпункты «а» и «б» в соответствующем падеже;

    в абзаце шестом слова «подпунктами «а» — «в» заменить словами «подпунктами «а» и «б»;

    абзац девятый изложить в следующей редакции:

    «При получении от администратора поступлений в бюджет Уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа по невыясненным поступлениям, зачисляемым в федеральный бюджет, по которым администратору поступлений в бюджет органом Федерального казначейства направлялся Запрос на выяснение принадлежности платежа, орган Федерального казначейства отражает указанные поступления на соответствующем лицевом счете администратора поступлений в бюджет по уточненному коду бюджетной классификации.»;

    дополнить абзацами следующего содержания:

    «Исполнение Уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа по невыясненным поступлениям, зачисляемым в федеральный бюджет, направленного администратором поступлений в бюджет, которому Запрос на выяснение принадлежности платежа не направлялся, не допускается.

    Формирование и направление Запроса на выяснение принадлежности платежа по невыясненным поступлениям, зачисляемым в федеральный бюджет, администратору поступлений в бюджет не осуществляется в случае отсутствия в расчетном документе информации, позволяющей отнести данный платеж к администрируемым данным администратором поступлений в бюджет платежам.

    В случае необходимости уточнения вида и принадлежности платежа по невыясненным поступлениям, зачисляемым в федеральный бюджет, администратором поступлений в бюджет, которому Запрос на выяснение принадлежности платежа не подлежит направлению, администратор поступлений в бюджет направляет в орган Федерального казначейства письменное обращение с приложением копии заявления плательщика для последующего формирования и направления ему Запроса на выяснение принадлежности платежа.».

  14. В пункте 55:

    в абзаце третьем слова «на счет, открытый органу» заменить словами «на счета, открытые органам»;

    в абзаце четвертом слова «и текстовому полю «Назначение платежа» заменить словами «и (или) текстовому полю «Назначение платежа».

  15. Пункт 57 после абзаца четвертого дополнить абзацем
    следующего содержания:

    «Возврат платежей, являющихся источниками доходов бюджетов, зачисленных на единые счета бюджетов минуя счет органа Федерального казначейства, осуществляется в соответствии с настоящим Порядком.».

  16. Пункт 60 дополнить абзацем следующего содержания:

    «Документы, формы которых установлены настоящим Порядком, формируются и направляются органом Федерального казначейства главным администраторам доходов бюджета, администраторам поступлений в бюджеты, финансовым органам и органам управления государственными внебюджетными фондами не позднее дня, следующего за днем обработки выписки банка по счету органа Федерального казначейства, если иное не установлено настоящим Порядком.».


    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
    к проекту приказа Министерства финансов Российской Федерации
    «О внесении изменений в Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации
    от 18 декабря 2013 г. № 125н»

    Проект приказа Министерства финансов Российской Федерации «О внесении изменений в Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18 декабря 2013 г. № 125н» (далее соответственно — проект Приказа, Порядок) разработан в целях повышения качества осуществления полномочий Федерального казначейства по учету доходов и их распределению между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.

    В целях повышения контроля за осуществлением возврата плательщикам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации излишне или ошибочно уплаченных сумм по платежам, порядок возврата которых не установлен федеральными законами, проектом Приказа предусмотрен порядок проверки обоснованности возврата указанных поступлений органами Федерального казначейства.

    Кроме того, в проекте Приказа уточнен порядок осуществления межрегионального зачета. Межрегиональный зачет осуществляется только по платежам, администрируемым налоговыми органами.

    В проекте Приказа в порядке возврата поступлений, учтенных органом Федерального казначейства как невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет, предусмотрены положения об отмене Запросов на выяснение принадлежности соответствующего платежа, направленных органом Федерального казначейства до момента осуществления возврата данного платежа плательщику, банку, а также организации федеральной почтовой связи в случаях, установленных Порядком.

    Проектом Приказа также уточняется порядок возврата поступлений, ошибочно зачисленных на счет органа Федерального казначейства и учтенных им как невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет, получателем которых в соответствии с законодательством Российской Федерации является федерального учреждение. Положения указанного порядка будут распространяться на все государственные и муниципальные учреждения, которым открыт лицевой счет в органе Федерального казначейства.

    Кроме того, изменениями в Порядок предусматривается, что порядок уточнения поступлений, ошибочно зачисленных на счет органа Федерального казначейства и предназначенных для уплаты на счет другого органа Федерального казначейства, учтенные как невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет, распространяется на поступления, не администрируемые налоговыми органами.

    В целях корректного заполнения информации в реквизитах «Получатель» и «Плательщик» расчетных документов, а также в соответствии с Порядком формирования и ведения реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, утвержденным приказом Минфина России от 23 декабря 2014 г. № 163н, проектом Приказа предусматривается возможность использования краткого наименования получателя и плательщика.

    В проекте Приказа также предусмотрен ряд следующих изменений и уточнений: