МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 02-02-04/67438

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО
№ 42-7.4-05/5.1-805

ПИСЬМО
от 25 декабря 2014 года

Об использовании предоставленного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения исполнения контракта в связи с неисполнением обязательств, связанных с возвратом аванса

Список изменяющих документов
(с изм., внесенными Письмом Минфина России от 03.02.2015 № 02-02-04/4153)

Министерство финансов Российской Федерации и Федеральное казначейство в связи с поступающими вопросами о порядке учета денежных средств, удержанных в случае неисполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, связанных с возвратом аванса, из средств, внесенных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в обеспечение исполнения контракта, или уплаченных кредитной организацией по банковской гарантии (далее — суммы удержанного обеспечения), сообщают следующее.

В соответствии с частью 3 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее — Федеральный закон № 44-ФЗ) исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 Федерального закона № 44-ФЗ, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.

Если в соответствии с условиями контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) предоставлял обеспечение обязательства по возврату аванса, то в случае нарушения им обязательств по возврату аванса, в обеспечение исполнения которых предоставлены денежные средства или банковская гарантия, указанное обеспечение удерживается заказчиком согласно условиям контракта или в отношении указанного обеспечения направляется требование об уплате денежных средств в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс). При этом заказчик вправе направить удержанное обеспечение на исполнение данного контракта либо, в случае расторжения ранее заключенного контракта, на заключение нового контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Обращаем внимание, что в соответствии с условиями контракта поставщиком (исполнителем, подрядчиком) может предусматриваться наряду с обеспечением возврата аванса обеспечение уплаты неустойки, в том числе штрафной неустойки. В указанном случае, если предоставленного поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обеспечения исполнения обязательств недостаточно для погашения требований по возврату аванса и уплате неустойки, то решение об очередности погашения требований принимается заказчиком самостоятельно, поскольку согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, Президиума ВАС России положения статьи 319 Гражданского кодекса не распространяются на требования об уплате процентов за пользование чужими денежными средствами, неустойки и о возмещении убытков (Определение Конституционного Суда РФ от 21.06.2011 № 854-О-О, пункт 2 информационного письма Президиума ВАС РФ от 20.10.2010 № 141).

Суммы удержанного обеспечения в случае неисполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по возврату аванса в размере предоставленного аванса (а также процентов за пользование чужими денежными средствами, в случаях, если контрактом предусматривалось обеспечение указанного обязательства) учитываются с учетом следующих положений бюджетного законодательства Российской Федерации:

  1. В случае, когда заказчиком по контракту является бюджетное или автономное учреждение, государственное или муниципальное унитарное предприятие, суммы удержанного обеспечения подлежат перечислению на соответствующий счет, на котором учитываются операции со средствами учреждения (предприятия), с которого осуществлялась оплата обязательств по контракту, и подлежат использованию учреждением (предприятием) для исполнения обязательства с уточнением плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения.

    Суммы удержанного обеспечения, поступившие в течение финансового года, в котором осуществлялась оплата обязательств по контракту, учитываются на соответствующем лицевом счете государственного (муниципального) учреждения, государственного или муниципального унитарного предприятия как восстановление кассового расхода.

    В случае, если оплата обязательств по контракту осуществлялась бюджетным или автономным учреждением с того же лицевого счета, на котором учитывались денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта, удержание обеспечения исполнения контракта проводится учреждением как некассовая операция.

    1. Суммы удержанного обеспечения, поступившие после завершения финансового года, если источником финансового обеспечения по контракту являлись средства от платных услуг или субсидия на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, учитываются на лицевом счете бюджетного (автономного) учреждения и отражаются в плане финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, как суммы дебиторской задолженности прошлых лет, возникшие в связи с нарушением обязательств, связанных с исполнением контракта по коду статьи 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ)" классификации операций сектора государственного управления, предусмотренному Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 № 65н (далее — Указания).

      Если источником финансового обеспечения по контракту являлись субсидии, предоставленные в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 или статьей 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — Бюджетный кодекс), то суммы удержанного обеспечения учитываются без права расходования на соответствующем лицевом счете бюджетного (автономного) учреждения, государственного и муниципального унитарного предприятия до предоставления учреждением, предприятием Сведений об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению (Приложение к Требованиям к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденным приказом Минфина России от 28.07.2010 № 81) (далее — Сведения). При этом в графах 6 - 8 Сведений указывается информация о поступивших суммах удержанного обеспечения, а в графе 9 - планируемые расходы за счет указанных поступлений.

  2. В случае, если заказчиком по контракту является получатель средств бюджета, суммы удержанного обеспечения подлежат перечислению в доход бюджета публично-правового образования, для обеспечения нужд которого заключен государственный (муниципальный) контракт. Указанные поступления отражаются по коду классификации доходов бюджетов Российской Федерации (далее — КБК) 000 1 13 02000 00 0000 130 "Доходы от компенсации затрат государства" с применением соответствующих кодов подстатей, элементов и подвидов доходов бюджетов, установленных Указаниями.

    Если суммы удержанного обеспечения поступили в течение финансового года, в котором осуществлялась оплата обязательств по контракту, при внесении изменений в закон (решение) о бюджете главному распорядителю бюджетных средств в пределах указанных поступлений на сумму, не превышающую размера суммы удержанного аванса, могут быть увеличены в установленном порядке бюджетные ассигнования на закупку товаров, работ, услуг для последующего доведения лимитов бюджетных обязательств получателю бюджетных средств — государственному (муниципальному) заказчику.

    1. Если суммы удержанного обеспечения поступили после завершения финансового года, в котором осуществлялась выплата аванса по контракту, главному распорядителю бюджетных средств могут быть увеличены бюджетные ассигнования на закупку товаров, работ, услуг на сумму, не превышающую размера обязательств, подлежавших исполнению в отчетном финансовом году, но не более суммы удержанного аванса, путем внесения изменений в сводную бюджетную роспись, если при исполнении бюджета в соответствии с бюджетным законодательством предусмотрено увеличение бюджетных ассигнований текущего финансового года на оплату заключенных государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг.
  3. В случае, если источником финансового обеспечения расходов получателя средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) на оплату контракта являлись средства целевых межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации), то отражение в учете сумм удержанного обеспечения осуществляется в следующем порядке.

    Суммы удержанного обеспечения, поступившие в течение того же финансового года, в котором предоставлялись целевые межбюджетные трансферты, являющиеся источником финансового обеспечения исполнения контракта, учитываются в соответствии с положениями пункта 1 настоящего письма в случае, если заказчиком по контракту является бюджетное (автономное) учреждение, унитарное предприятие, или, в соответствии с пунктом 2 настоящего письма, в случае, если заказчиком по контракту является получатель средств бюджета.

    1. Суммы удержанного обеспечения, поступившие после завершения финансового года, в котором предоставлялись целевые межбюджетные трансферты, являющиеся источником финансового обеспечения исполнения контракта, заключенного государственным (муниципальным) заказчиком — получателем средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), подлежат возврату в доход бюджета, из которого были предоставлены целевые межбюджетные трансферты с указанием КБК 000 2 18 00000 00 0000 151 "Доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата бюджетами бюджетной системы Российской Федерации остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет" с применением соответствующих кодов подстатей, элементов и подвидов доходов бюджетов, установленных Указаниями.

      На основании решения главного администратора доходов федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации) от возврата остатков целевых межбюджетных трансфертов о наличии потребности в направлении указанных остатков на те же цели, осуществляется их возврат в бюджет субъекта Российской Федерации (местный бюджет) с указанием КБК 000 2 19 00000 00 0000 000 "Возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет" с применением соответствующих кодов подстатей, элементов и подвидов доходов бюджетов, установленных Указаниями.

      Бюджетные ассигнования главному распорядителю средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) на закупку товаров, работ, услуг подлежат увеличению на основании статьи 232 Бюджетного кодекса путем внесения соответствующих изменений в сводную бюджетную роспись либо при внесении изменений в закон (решение) о бюджете с учетом положений пункта 3 статьи 79.1 указанного Кодекса:

      • для доведения лимитов бюджетных обязательств соответствующим получателям бюджетных средств — государственным (муниципальным) заказчикам в соответствии с пунктом 2.1 настоящего письма;
      • для использования заказчиком — бюджетным (автономным) учреждением в соответствии с абзацем первым пункта 1.1 настоящего письма;
      • для использования заказчиком — бюджетным (автономным) учреждением, государственным (муниципальным) унитарным предприятием в соответствии с абзацем вторым пункта 1.1 настоящего письма.

      Если контракт был заключен бюджетным (автономным) учреждением за счет субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения по предоставлению которой являлись средства целевых межбюджетных трансфертов, то суммы удержанного обеспечения учитываются в соответствии с пунктом 1.1 настоящего письма.

  4. Использование сумм удержанного обеспечения по контрактам, заключенным в целях осуществления капитальных вложений, должно осуществляться с соблюдением положений бюджетного законодательства Российской Федерации, регулирующих правила осуществления указанных вложений.
  5. Отражение в случае ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по возврату аванса указанных операций в бухгалтерском (бюджетном) учете приведено в приложении к настоящему письму.

Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
А.М. ЛАВРОВ

Руководитель Федерального казначейства
Р.Е. АРТЮХИН


Приложение
к совместному письму Министерства
финансов Российской Федерации
и Федерального казначейства
от 25 декабря 2014 г. № 02-02-04/67438,
№ 42-7.4-05/5.1-805

1. При заключении контрактов учреждениями — получателями бюджетных средств, администраторами доходов бюджета

N
п/п
Содержание операции Номер счета
по дебету по кредиту
1 2 3 4
1. Предъявлено требование в адрес поставщика (исполнителя):

 — о возврате аванса на условиях государственного (муниципального) контракта 1 209 30 560 1 206 XX 660
 — об уплате процентов за пользование чужими денежными средствами 1 209 40 560 1 401 10 140
2. Перечисление суммы удержанного обеспечения с лицевого счета для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств, открытого государственному (муниципальному) заказчику — в доход бюджета 3 304 01 830 3 201 11 610
3. Зачисление в доход бюджета суммы удержанного обеспечения, в размере перечисленного поставщику аванса.

 — при исполнении требования о возврате аванса кредитной организацией по банковской гарантии, выданной поставщику, дополнительно отражается уменьшение суммы обеспечения обязательств на забалансовом счете 10 "Обеспечение исполнения обязательств": 1 210 02 130 1 209 30 660
 — в части процентов за пользование чужими денежными средствами 1 210 02 140 1 209 40 660

2. При заключении контрактов учреждениями - получателями субсидий

N
п/п
Содержание операции Номер счета
по дебету по кредиту
1 2 3 4
1. Предъявлено требование в адрес поставщика (исполнителя):

 — о возврате аванса на условиях государственного (муниципального) контракта 0 209 30 560 0 206 XX 660
 — об уплате процентов за пользование чужими денежными средствами 2 209 40 560 2 401 10 140
2. Удержание за счет сумм денежного залога (задатка), предоставленного в обеспечение исполнения контрактов (договоров) в сумме удовлетворения требования залогодержателя 3 304 01 830 3 304 06 730
3. Уменьшение дебиторской задолженности в размере сумм, удержанных за счет сумм денежного залога (задатка), предоставленного в обеспечение исполнения контрактов 0 304 06 830 0 209 30 660
4. Зачисление суммы, уплаченной кредитной организацией по банковской гарантии по требованию об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.

 — в части исполнения требования о возврате аванса на условиях государственного (муниципального) контракта 2 201 11 510 2 209 30 660
 — в части исполнения требования об уплате процентов за пользование чужими денежными средствами 2 201 11 510 2 209 40 660
Дополнительно отражается уменьшение суммы обеспечения обязательств на забалансовом счете 10 "Обеспечение исполнения обязательств"


Перечисление суммы, поступившей от кредитной организации по требованию об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии, в случае невозврата принципалом аванса, на лицевой счет, предназначенный для учета операций со средствами, предоставленными бюджетным и автономным учреждениям из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в виде субсидий на иные цели, а также бюджетных инвестиций 2 304 06 830 2 201 11 610
6. Зачисление суммы удержанного обеспечения на лицевой счет, предназначенный для учета операций со средствами, предоставленными бюджетным и автономным учреждениям из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в виде субсидий на иные цели, а также бюджетных инвестиций (в сумме ранее выплаченного аванса) 5 201 11 510
6 201 11 510
5 206 XX 660
5 206 XX 660