МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНФИН РОССИИ)

ПЕРВЫЙ
ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА

Ильинка, д. 9, Москва, 109097
телетайп: 112008 телефакс: +7 (495) 625-08-89

 19.07.2017   № 09-01-07/45786 




Федеральное казначейство

Департамент правового регулирования бюджетных отношений Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел обращение Федерального казначейства от 12 апреля 2017 г. № 05-08-04/50 по вопросу правомерности открытия лицевого счета для учета операций неучастника бюджетного процесса казенному учреждению в случае, если указанное казенное учреждение является исполнителем по государственному контракту, заключенному в рамках исполнения государственного оборонного заказа, подлежащему казначейскому сопровождению, и сообщает.

Понятие казенного учреждения и особенности его правового положения установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее — Кодекс).

В соответствии с положениями статьи 6 Кодекса государственным казенным учреждением является государственное учреждение, осуществляющее оказание государственных услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов), финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы, устанавливающей лимиты бюджетных обязательств (далее — казенное учреждение).

Согласно статье 161 Кодекса казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в Федеральном казначействе в установленном им порядке.

Порядок открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства утвержден приказом Федерального казначейства от 17 октября 2016 г. № 21н. Положениями указанного порядка открытие казенному учреждению счета для учета операций со средствами неучастника бюджетного процесса не предусмотрено.

Исключением являются операции по исполнению бюджетов, осуществляемые в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти за пределами Российской Федерации (субъекта Российской Федерации), а также операции, осуществляемые в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации. В этих случаях казенному учреждению счета могут быть открыты в кредитных организациях.

В соответствии с пунктом 3 статьи 161 Кодекса и пунктом 2 статьи 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» казенное учреждение может осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует указанным целям при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Нормами статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 161 Кодекса установлено, что доходы, получаемые государственным казенным учреждением от осуществления приносящей доход деятельности, поступают напрямую в доход соответствующего бюджета и в качестве дополнительного источника финансового обеспечения деятельности казенному учреждению не возвращаются.

Исходя из норм, установленных статьей 5 Федерального закона от 19 декабря 2016 г. № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» и постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2017 г. № 249 «О казначейском сопровождении средств в валюте Российской Федерации, получаемых при осуществлении расчетов в целях исполнения государственных контрактов (контрактов) по государственному оборонному заказу», при казначейском сопровождении средств, получаемых юридическими лицами из федерального бюджета, в том числе по государственным контрактам, заключенным в рамках государственного оборонного заказа, в целях осуществления расчетов по таким государственным контрактам исполнителям в органах Федерального казначейства открываются лицевые счета для учета операций неучастника бюджетного процесса в установленном Федеральным казначейством порядке.

Вместе с тем, в случае если исполнителем по государственному контракту, в том числе заключенному в рамках государственного оборонного заказа, является казенное учреждение, то в силу вышеуказанных положений бюджетного и гражданского законодательства Российской Федерации оплата по такому государственному контракту рассматривается как доход, получаемый казенным учреждением от осуществления приносящей доход деятельности, подлежащий перечислению в доход соответствующего бюджета.

Директор Департамента

Т.В. Саакян