ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ,

поступившие на семинаре-совещании по теме «О реализации положений главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и приказа Федерального казначейства от 22 февраля 2006 г. №3н» проведённом в УФК по Ставропольскому краю, а также на межрегиональном совещании, проведенном УФК по Алтайскому краю.

1. При нарушении должником требований п.3 ст. 242.3 производит ли орган Федерального казначейства приостановление (до момента устранения нарушений) осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах по учету средств находящихся во временном распоряжении?

 

Ответ: Органы Федерального казначейства в случаях определенных главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации приостанавливают осуществление операций по расходованию операций на всех лицевых счетах должника, каких либо исключений указанной главой не установлено.

 

2. Если источником образования задолженности является предпринимательская и иная приносящая доход деятельность, а средства по данному источнику отсутствуют и в течение трех месяцев не планируется их поступление, допускается ли погашение должником задолженности по исполнительному листу за счет бюджетных средств?

 

Ответ: Погашение должником задолженности по исполнительному документу за счет бюджетных средств не допускается, так как, в соответствии со ст. 267 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также п. 55 приказа Министерство финансов Российской Федерации от 31 декабря 2002 г. № 142н «Об утверждении инструкции о порядке открытия и ведения органами федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета», органы Федерального казначейства осуществляют финансовый контроль за соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации Российской Федерации, указанному в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство получателем средств федерального бюджета. Таким образом, если задолженность по исполнительному листу образовалась в результате предпринимательской или иной приносящей доход деятельности её оплату необходимо производить за счет средств, полученных от предпринимательской или иной приносящей доход деятельности.

 

3. При кассовом обслуживании исполнения бюджетов субъекта РФ и муниципальных образований по варианту с открытием в органе Федерального казначейства лицевого счета 02 финансовому органу, и получателем субсидий, субвенций, контроль за которыми возложен на органы Федерального казначейства, лицевых счетов по коду 03, следует ли принимать документы по исполнению судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по денежным обязательствам бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетных учреждений, которым открыты лицевые счета по учету субсидий, субвенций?

 

Ответ: исполнительные документы, предусматривающие обращение взыскания на средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местного бюджетов по денежным обязательствам Бюджетных учреждений субъекта и муниципальных бюджетных учреждений, орган Федерального казначейства, в котором данным бюджетным учреждениям открыты лицевые счета по учету субсидий, субвенций, принимать не вправе, так как в соответствии с главой 24.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации предъявление исполнительного документа, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ производится к счету получателя бюджетных средств.

 

4. Каков порядок исполнения исполнительных листов, предъявленных к лицевому счёту должника, который подлежит ликвидации, и правопреемник не определен?

 

Ответ: В настоящее время данный вопрос не урегулирован главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Приказом Федерального казначейства от 22.02.2006 года № 3н «О порядке ведения учета и осуществления хранения документов органами Федерального казначейства по исполнению судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений». В тоже время, согласно пункту 2 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривается возможность исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства применения аналогии права, в этой связи, считаем возможным применение специальной нормы, предусмотренной пунктом 2 статьи 61 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве», в соответствии с которой в случаи ликвидации должника – организации исполнительные документы, находящиеся у судебного пристава – исполнителя, передаются непосредственно ликвидационной комиссии (ликвидатору) для исполнения. Ликвидационная комиссия в этом случае обязана в соответствии с требованиями норм статьи 64 ГК РФ определить очередность удовлетворения требований кредиторов, исполнительные листы которых поступили в ликвидационную комиссию. Следует отметить, что органы Федерального казначейства полномочиями по организации исполнения судебных актов о взыскании денежных средств с организаций находящихся в процессе ликвидации, в том числе полномочиями по определению очередности удовлетворения требований кредиторов, не наделены.

 

5. Вправе ли орган Федерального казначейства закрыть лицевой счет должника при наличии предъявленных исполнительных документов к счету?

 

Ответ: Лицевые счета бюджетополучателей обслуживаются органами Федерального казначейства в соответствии с Инструкцией о порядке открытия и ведения органами Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов Федерального бюджета, утвержденной приказом Минфина России от 31.12.02г. № 142н.

Органы Федерального казначейства обязаны закрывать лицевые счета бюджетополучателей в случаях, предусмотренных п. 32 вышеуказанной инструкции. Правовых оснований не закрывать лицевой счет по причине наличия предъявленных к счету исполнительных документов у органа Федерального казначейства не имеется.

Таким образом, поскольку статьями 242.3, 242.4, 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что исполнительные документы направляются на исполнение по месту открытия лицевого счета должнику бюджетополучателю, в случае закрытия (отсутствия) лицевого счета должника, необходимо вернуть исполнительные документы взыскателю с соответствующими разъяснениями.

 

6. Возможно ли погашение задолженности по исполнительному листу за счет дебиторской задолженности прошлых лет, зачисленной на лицевой счет должника по тем же кодам бюджетной классификации, по которым предъявлены исполнительные документы, либо необходимо ее перечислить, в соответствии с приказом МФ России №142н, в доход федерального бюджета?

 

Ответ: Погашение задолженности по исполнительному листу за счет дебиторской задолженности прошлых лет, зачисленной на лицевой счет должника по тем же кодам бюджетной классификации, недопустимо, так как сумма дебиторской задолженности прошлых лет не увеличивает лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года. Согласно абз. 2 п. 9 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в пределах доведенных ему соответствующих лимитов бюджетных обязательств и средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. В соответствии со ст. 223 Бюджетного кодекса Российской Федерации лимит бюджетных обязательств - объем бюджетных обязательств, определяемый и утверждаемый для распорядителя и получателя бюджетных средств органом, исполняющим бюджет, на период, не превышающий три месяца.

Изменение лимитов бюджетных обязательств необходимых для исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, согласно ст. 224 Бюджетного кодекса Российской Федерации, осуществляется без ограничения срока до конца финансового года.

В соответствии с п. 51 инструкции о порядке открытия и ведения органами федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, утвержденной приказом Минфина России от 31 декабря 2002 г. N 142н суммы возврата дебиторской задолженности прошлых лет, поступившие на лицевой счет получателя средств, не позднее трех дней со дня их отражения на лицевом счете получателя средств направляются платежными поручениями получателя средств в доход федерального бюджета.

 

7.  В случае нарушения должником требований п.п. 3, 7, 8 ст. 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, орган Федерального казначейства приостанавливает до момента устранения нарушения осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных подразделений, открытые в данном органе Федерального казначейства.

Каков порядок и сроки приостановления операций на лицевых счетах структурных подразделений должника?

 

Ответ: Приостановление операций на лицевых счетах структурных подразделениях должника при не исполнении им исполнительного документа в случаях определенных п. 3,7,8 ст. 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации происходит одновременно с приостановлением операций лицевых счетов должника. В соответствии со ст. 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации уведомление структурных подразделений должника не производится.

 

8. При нарушении требований, установленных пунктом 3 ст.243.3 Бюджетного кодекса, орган Федерального казначейства приостанавливает операции по расходованию средств на лицевых счетах должника до момента устранения. При представлении платежного документа на исполнение требований исполнительного документа за счет средств федерального бюджета возобновление операций осуществляется днем представления должником требуемого документа либо со следующего операционного дня – дня проведения операции, либо со дня получения выписки банка с подтверждением проведенной операции по счету органа казначейства ( т.е. на третий день после представления платежного поручения) ?

 

Ответ: Фактом, подтверждающим устранение должником обстоятельств, послуживших основанием для приостановления операций по расходованию средств на его лицевых счетах, является представлением должником платежного поручения, а днем возобновления операций по расходованию средств является следующий после представления платежного поручения день.

 

9. Не оговорены действия органа Федерального казначейства в случае поступления документа судебного органа, возобновляющего исполнение исполнительного документа, исполнение по которому ранее было приостановлено определением суда. Должен ли орган Федерального казначейства уведомить должника о получении такого документа (и каким образом) а так же предоставить 10 дней для исполнения исполнительного документа поступившего ранее в независимости от того, что этот срок ему уже был предоставлен при поступлении исполнительного документа, или сразу же приостановить операции на счетах должника с оформлением уведомления при наличии средств на счетах?

 

Ответ: Нормы действующего законодательства (глава 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, приказ Федерального казначейства от 22.02.2006 № 3н) не предусматривают уведомление должника органом Федерального казначейства при поступлении документа судебного органа, возобновляющего исполнение исполнительного документа. В настоящее время в проекте изменений в приказ Федерального казначейства от 22.02.2006 № 3н предусмотрено уведомление должника при поступлении судебного акта, предусматривающего возобновление исполнения исполнительного документа, также разработана форма такого уведомления.

 

10. П. 3 ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации перечислены основания для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение. Ст. 8 ФЗ «Об исполнительном производстве» определены основные требования, предъявляемые к исполнительным документам. Вправе ли орган Федерального казначейства, в случае имеющихся разногласий в исполнительном документе с копией судебного акта, но указанных в исполненном документе, возвратить документы, поступившие на исполнение как несоответствие исполнительного документа требованиям ст. 8 ФЗ «Об исполнительном производстве»?

 

Ответ: Орган Федерального казначейства проверяет исполнительный документ на соответствие требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, согласно статье 8 Федерального закона «Об исполнительном производстве»

В случае не соответствия резолютивной части судебного акта в исполнительном документе, орган Федерального казначейства возвращает исполнительный документ без исполнения.

 

11. В соответствии с п. 5 ст. 189 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, резолютивная часть решения суда должна содержать выводы суда об удовлетворении иска либо об отказе в удовлетворении иска полностью или в части, указание на распределение судебных расходов, срок и порядок обжалования решения суда. Допустим ли перенос в исполнительный документ только той резолютивной части судебного решения, которая касается взыскания денежных средств?

При вынесении судом решения в отношении нескольких лиц в резолютивной части их фамилии перечисляются через запятую, исполнительный лист же выдается определенному взыскателю, в связи с чем резолютивная часть, перенесенная в исполнительный лист претерпевает некоторые изменения, но тем не менее суть решения остается прежней. Возможен ли прием таких документов к исполнению?

 

Ответ: Согласно статье 8 Федерального закона «Об исполнительном производстве» необходимо указание в исполнительном документе резолютивной части судебного акта, в связи с чем в исполнительном документе должна содержаться полная резолютивная часть судебного акта.

В соответствии со статьей 429 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по каждому решению суда выдается один исполнительный лист. Однако если решение принято в пользу нескольких истцов или против нескольких ответчиков, суд по просьбе взыскателя должен выдать несколько исполнительных листов с точным указанием места исполнения или той части решения, которая по данному листу подлежит исполнению.

 

12. Требуется ли предъявление доверенности в том случае, если заявление об исполнении исполнительного документа подписано взыскателем, но в орган Федерального казначейства передано нарочно третьим лицом?

 

Ответ: Пунктом 2 статьи 242.1 Бюджетного Кодекса Российской Федерации установлено, что исполнительный документ направляется судом по просьбе взыскателя, либо самим взыскателем. При предъявлении третьим лицом исполнительных документов, заявление подписывается представителем взыскателя с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя.

 

13. Допускаются ли в заявлении об исполнении исполнительного документа исправления, сделанные взыскателем?

 

Ответ: В связи с тем, что законодательством Российской Федерации форма заявления взыскателя не установлена, заявление подается в простой письменной форме и может содержать исправления, не препятствующие идентификации реквизитов банковского счета взыскателя.

 

14. Подлежат ли принятию к исполнению исполнительные документы, предусматривающие следующую формулировку резолютивной части судебного акта: «обязать Военный комиссариат Волгоградской области произвести перерасчет пенсии за период с 01.01.1998 г. исходя из должностного оклада, увеличенного на 25% взыскав в пользу Иванова И.И. сумму задолженности по недополученной пенсии за период…»?

 

Ответ: Исполнительные документы с указанной формулировкой не подлежат принятию, в виду того, что пунктом 1 статьи 242.1 Бюджетного Кодекса Российской Федерации установлено, что исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации.

 

15. Главный распорядитель средств по отношению к должнику не выполняет п.6 ст. 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, какие действия могут предпринять органы Федерального казначейства, кроме приостановления расходных операций по лицевым счетам?

 

Ответ: Только приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах.

 

16. Должен ли осуществляться контроль за кодами бюджетной классификации Российской Федерации, указанными должниками в информации, представляемой, в установленные сроки, в органы Федерального казначейства.

 

Ответ: В соответствии со ст. 267 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы Федерального казначейства осуществляют финансовый контроль за соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации Российской Федерации.

 

17. При нарушении должником требований, установленных пунктами 3, 8 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации приостанавливается осуществление операций на всех лицевых счетах. Должны ли приостанавливаться операции по лицевому счету распорядителя средств.

 

Ответ: В главе 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации говорится о лицевых счетах получателя бюджетных средств. Лицевой счет распорядителя бюджетных средств не является лицевым счетом получателя бюджетных средств, поэтому на него не распространяется положения главы 24.1 Бюджетного Кодекса Российской Федерации.

 

18. Исполнительный документ, исполненный в полном объеме, направлен в выдавший его суд (сроки направления не установлены). Однако имеют место случаи, когда платежное поручение по исполнению данного исполнительного документа возвращается кредитной организацией в орган Федерального казначейства ввиду неверно указанных банковских реквизитов (банковские реквизиты указаны неверно в заявлении взыскателя). Каковы действия органов Федерального казначейства в данном случае?

 

Ответ: Так как нормативно-правовыми актами Российской федерации данный случай не предусмотрен, то при возвращении кредитной организацией платежного поручения по исполнению исполнительного документа в орган Федерального казначейства ввиду неверно указанных банковских реквизитов (банковские реквизиты указаны неверно в заявлении взыскателя), когда исполнительный документ с отметкой о полном исполнении был направлен в суд, орган Федерального казначейства может направить письмо взыскателю и должнику о том, что банковские реквизиты в заявлении взыскателя были указаны неверно. В письме взыскателю следует предложить указать верные реквизиты.

 

19. Согласно пункта 8 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации операции по лицевым счетам должника не приостанавливаются при предъявлении должником в орган федерального казначейства документа, подтверждающего исполнение исполнительного документа, документа об отсрочке или рассрочке исполнения судебных актов, либо документа отменяющего или приостанавливающего исполнение судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.

Имеют место случаи несоответствия представленных вышеуказанных документов требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 119-фз «Об исполнительном производстве». Органу федерального казначейства необходимо провести экспертизу представленных документов.

Срок рассмотрения органом Федерального казначейства вышеуказанных документов не установлен.

Предложение: Установить срок рассмотрения вышеуказанных документов органом Федерального казначейства- пять рабочих дней со дня поступления документа (по аналогии рассмотрения исполнительных документов, поступивших в орган Федерального казначейства).

 

Ответ: У становление данного срока считаем нецелесообразным, так как вышеперечисленные акты вступают в законную силу с момента вынесения их судом, либо имеют конкретный срок вступления в законную силу. При предъявлении должником в орган федерального казначейства документа, подтверждающего исполнение исполнительного документа, документа об отсрочке или рассрочке исполнения судебных актов, либо документа отменяющего или приостанавливающего исполнение судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ орган Федерального казначейства обязан исполнять данные судебные акты с момента их предъявления.

 

21. В Порядке «Ведения учета и осуществления хранения документов органами Федерального казначейства по исполнению судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений» (раздел П «Особенности ведения учета и хранения документов по исполнению исполнительных документов, выплаты по которым имеют периодический характер»), утвержденного приказом Федерального казначейства от 22.02.2006 года № 3н необходимо внести дополнение о действиях должника и органов Федерального казначейства в случае смерти взыскателя в период исполнения исполнительного документа.

 

Ответ: признание взыскателя умершим, также как и смерть взыскателя, согласно ст. 23 ФЗ от 21.07.1997 № 119-ФЗ, является основанием для прекращения исполнения исполнительного листа, выданного в пользу данного взыскателя.

 

22. Взыскателем в орган Федерального казначейства представлены копия решения суда в одном экземпляре, в котором предусмотрены единовременные взыскания и периодические взыскания и два исполнительных листа о взыскании единовременных и соответственно периодических платежей. Имеет ли право орган Федерального казначейства самостоятельно определить какой исполнительный документ принять к исполнению, а какой подлежит возврату? Либо возврату подлежат все предъявленные на исполнение документы?

 

Ответ: орган Федерального казначейства не имеет права определять какой исполнительный документ подлежит исполнению, а какой возврату, так как законодательством Российской Федерации не наделен такими полномочиями. Также в соответствии со ст. 429 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 319 Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации по каждому судебному акту выдается один исполнительный лист. Таким образом, представление двух исполнительных листов по одному решению суда подпадает под основание возврата п. 3 ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (несоответствие исполнительных документов, требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон "Об исполнительном производстве").

 

23 Имеет ли право орган Федерального казначейства перечислять подлежащие взысканию по исполнительному документу средства на несколько банковских счетов открытых в различных банках, если об этом указано в заявлении взыскателя?

 

Ответ: Главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации урегулирован порядок исполнения судебных актов о взыскании денежных средств с получателей средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации который не содержат требований по перечислению подлежащих взысканию денежных средств только на один счет взыскателя. Согласно п.2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации заявление взыскателя должно содержать реквизиты банковского счеты, количество счетов на которые может быть произведено перечисление, законом не установлено. В этой связи, считаем возможным перечисление средства на несколько банковских счетов открытых в различных банках, если об этом указано в заявлении взыскателя.

 

24. Имеет ли право УФК самостоятельно переслать поступившие к нему на исполнение исполнительные документы в ОФК, в котором открыт лицевой счет должника?

 

Ответ: Пунктом 1 статьи 242.3 Бюджетного Кодекса Российской Федерации установлено, что исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 Кодекса, в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевых счетов для учета средств федерального бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (далее - лицевые счета должника).

В данной статье регламентирующей порядок предъявления исполнительных документов в орган Федерального казначейства отсутствует право органа Федерального казначейства по перенаправлению поступивших на исполнение исполнительных документов в другой орган Федерального казначейства, в этой связи перенаправить исполнительные документы в другой орган Федерального казначейства по месту открытия должнику лицевых счетов орган Федерального казначейства, на основании указанной статьи Кодекса, не вправе.

Имеет ли право орган Федерального казначейства производить выплату взыскиваемой суммы по решению суда, принятому в пользу одного лица, на банковский счет другого лица, имеющего доверенность от взыскателя?

Ответ: Согласно п.1 статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Каких-либо ограничений по закреплению в доверенности права получения денежных средств указанной статьёй Гражданского кодекса Российской Федерации, а так же в целом главой 10 Гражданского кодекса Российской Федерации регламентирующей институт представительства не содержится. В этой связи считаем возможным при указании в доверенности на право получения денежных средств, производить выплату взыскиваемой суммы по решению суда, принятому в пользу одного лица, на банковский счет другого лица, имеющего надлежащим образом заверенную доверенность от взыскателя.