Тема: Содержание и нормативно-правовое закрепление ограничений и запретов, связанных с государственной службой, а также обязанностей, возлагаемых на федеральных государственных служащих.

Уважаемые коллеги!

Во исполнение Плана по исполнению Управлением Федерального казначейства по Ульяновской области Плана деятельности Федерального казначейства на соответствующий год и Основных мероприятий на соответствующий год по реализации Стратегической карты Казначейства России на Отдел кадров возложена задача организации и антикоррупционного просвещения гражданских служащих, замещающих должности в Управлении. В его рамках сегодня проводится занятие по теме «Содержание и нормативно-правовое закрепление ограничений и запретов, связанных с государственной службой, а также обязанностей, возлагаемых на федеральных государственных служащих».

Главной целью законодательного установления ограничений и запретов, связанных с государственной гражданской службой, является обеспечение эффективного исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей, исключающего возможность злоупотребления полномочиями, создание условий для беспристрастного принятия им управленческих решений.

Соблюдение гражданским служащим предусмотренных Законом ограничений, недопущение нарушений запретов является одной из основных обязанностей гражданского служащего. Соблюдение ограничений, отсутствие нарушений запретов учитываются при проведении аттестации, при применении дисциплинарных взысканий и принятии решения об увольнении в связи с утратой доверия.

За несоблюдение же гражданским служащим ограничений и запретов налагаются дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии.

Кроме того, несоблюдение ограничений и нарушение запретов, связанных с гражданской службой, являются согласно ч. 1 ст. 33 Закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы. В частности, в случае утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы. Именно поэтому вам так важно четко знать ограничения и запреты, связанные с гражданской службой, т.к. без этого невозможно их неукоснительное соблюдение.

I. Ограничения, связанные с гражданской службой установлены статьей 16 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Статья 16. Ограничения, связанные с гражданской службой

Эта статья устанавливает ограничения, связанные с гражданской службой, которые наряду с запретами определяют основную специфику правового статуса государственного гражданского служащего.

  1. Первое ограничение касается признания гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу.

    Решение о признании недееспособным может быть принято судом в отношении гражданина, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством, на основании заявления членов его семьи, близких родственников (родителей, детей, братьев, сестер) независимо от совместного с ним проживания, органа опеки и попечительства, психиатрического или психоневрологического учреждения.

    Решение об ограничении в дееспособности может быть принято судом в отношении гражданина, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством, на основании заявления членов его семьи, органа опеки и попечительства, психиатрического или психоневрологического учреждения.

  2. Пункт 2 ч. 1 статьи 16 ставит возможность нахождения на гражданской службе в зависимость от судимости гражданина.

    Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, если он осужден к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной судимости.

    Гражданин не может находиться на гражданской службе, если он, будучи гражданским служащим, осужден к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы по приговору суда, вступившему в законную силу. Если представителю нанимателя стала известна достоверная информация о наличии у гражданского служащего не снятой или не погашенной судимости, речь будет идти также о представлении этим служащим заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу.

    Наказаниями, исключающими возможность исполнения должностных обязанностей, являются: лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ограничение свободы, арест, лишение свободы (на определенный срок или пожизненное). Следовательно, назначение судом других видов наказаний не должно служить препятствием для поступления гражданина на гражданскую службу и нахождения на гражданской службе.

    Судимость начинается со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу и заканчивается моментом погашения или снятия судимости. Судимость погашается автоматически по истечении определенных сроков после отбытия или исполнения наказания в зависимости от категории осужденных, а снимается решением суда по ходатайству осужденного до истечения сроков погашения судимости, если осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно.

    3.Прохождение гражданским служащим процедуры допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, предусматривается законом только в том случае, если с использованием таких сведений связано исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы. Отказ от прохождения указанной процедуры является ограничением как для гражданина, претендующего на данную должность, так и для гражданского служащего, если использование сведений, составляющих государственную или иную тайну, становится необходимым в силу изменения должностных обязанностей.

    Допуск к государственной тайне — это процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну. Доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, — санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну.

  3. Гражданин не может поступить на гражданскую службу и находиться на гражданской службе при наличии заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации. Ограничение представляется в отношении заболеваний, препятствующих прохождению гражданской службы, нежели в отношении заболеваний, препятствующих поступлению на гражданскую службу, поскольку наличие заболевания, препятствующего прохождению гражданской службы, само по себе является несовместимым с возможностью поступления на гражданскую службу.

    Диспансеризация гражданских служащих преследует более широкие цели, чем выявление наличия или отсутствия предусмотренных данным документом заболеваний — психических расстройств, расстройств поведения и эпилепсии.

  4. Пункт 5 ч. 1 статьи 16 устанавливает ограничение, не позволяющее родственникам находиться на гражданской службе в одном государственном органе или в соподчиненных государственных органах при наличии двух условий:
  5. Пункт 6 ч. 1 статьи 16 устанавливает ограничение для граждан, находящихся на гражданской службе. Гражданским служащим может быть только гражданин Российской Федерации.

    Гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы по решению представителя нанимателя со дня выхода из гражданства Российской Федерации, со дня приобретения гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

  6. Содержание п. 7 ч. 1 статьи 16 дополняет положения предыдущего пункта в части ограничения на приобретение гражданства другого государства. Однако в данном случае речь о ситуации получения иностранного гражданства без выхода из российского гражданства, т.е. о двойном гражданстве.

    Возможность поступления на гражданскую службу и нахождения гражданина на гражданской службе при наличии двойного гражданства однозначно ставится в зависимость от наличия соответствующих разрешительных норм в международном договоре.

  7. Пункт 8 ч. 1 статьи 16 устанавливает ограничение как для граждан, поступающих на гражданскую службу, так и для гражданских служащих: представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу.

    Предоставление гражданским служащим представителю нанимателя подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении служебного контракта может повлечь расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя.

  8. Представление гражданским служащим или гражданином, поступающим на гражданскую службу, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу является одним из ключевых элементов антикоррупционной политики государства и предусматривается в ст. 20 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и в ст. 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции". Непредставление указанных сведений или представление заведомо ложных сведений не позволяет получить достоверную информацию об изменениях благосостояния гражданского служащего с целью определения законности источников его доходов.

  9. Пункт 10 ч. 1 статьи 16 устанавливает, что гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае утраты доверия к нему представителем нанимателя, а именно в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.

    Федеральный закон "О противодействии коррупции" предусматривает следующие обязанности гражданских служащих:

  10. Пункт 11 ч. 1 статьи 16 применяется с 1 января 2014 г. С этого момента согласно Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" сведения о признании гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии должны содержаться в документах воинского учета. Призывная комиссия выносит указанное заключение при зачислении в запас граждан, не прошедших военную службу по призыву, за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по законным основаниям.

    В случае уклонения от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от нее гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе, поскольку такие действия квалифицируются как преступление, предусмотренное ст. 328 Уголовного кодекса Российской Федерации.

    Несоблюдение ограничений, связанных с гражданской службой, является основанием прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы.

II. Запреты устанавливаются законом в отношении граждан, находящихся на гражданской службе, и по своей правовой природе отличаются от ограничений, многие из которых представляют собой обстоятельства, не зависящие от воли гражданина. Под запретами, связанными с гражданской службой, понимаются нормативно установленные требования, предъявляемые к гражданским служащим, воздерживаться от совершения определенных действий и ведения определенной деятельности, обеспеченные возможностью применения мер юридической ответственности.

Запреты, связанные с гражданской службой установлены статьей 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Статья 17. Запреты, связанные с гражданской службой

  1. Пункт 1 ч. 1 статьи 17, запрещает гражданскому служащему получать оплату за участие в деятельности органа управления коммерческой организацией.

    Понятие коммерческой организации закреплено в п. 1 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации: это организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

    В случае нарушения комментируемого запрета гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия.

  2. Пункт 2 ч. 1 статьи 17 устанавливает невозможность совмещения должности гражданской службы с несколькими категориями должностей:

    а) выборными или замещаемыми в порядке назначения государственными должностями, за исключением случая, когда указом Президента Российской Федерации полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе назначается еще и заместителем Председателя Правительства Российской Федерации и (или) федеральным министром;

    б) выборными должностями в органах местного самоуправления;

    в) оплачиваемыми выборными должностями в органе любого профессионального союза (гражданский служащий вправе выполнять иную оплачиваемую работу только в том случае, если это не повлечет за собой конфликт интересов (ч. 2 ст. 14), в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе.

  3. Устанавливаемый п. 3 ч. 1 статьи 17 запрет на осуществление гражданским служащим предпринимательской деятельности нацелен в первую очередь на недопущение конфликта интересов и злоупотребления служащим своими полномочиями.

    В Гражданском кодексе Российской Федерации под предпринимательской понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

    Гражданскому служащему запрещено любое оказание услуг, выполнение работ с целью извлечения прибыли; владеть, пользоваться, распоряжаться имуществом, составляющим материальную основу предпринимательской деятельности, а именно: зданиями, сооружениями, оборудованием, машинами, земельными участками, иными вещами, используемыми в производственном процессе и в коммерческой деятельности; приобретать имущественные права на нематериальные объекты — товарные знаки, промышленные образцы, торговые секреты, фирменные наименования и т.д.

    Гражданский служащий вправе выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.

    В случае нарушения комментируемого запрета гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия. Кроме того, за нарушение данного запрета предусмотрена уголовная ответственность ст. 289 Уголовного кодекса Российской Федерации "Незаконное участие в предпринимательской деятельности"), в случае если учреждение должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом, связано с предоставлением такой организации льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме.

  4. Пункт 4 ч. 1 статьи 17, запрещающий гражданскому служащему приобретение ценных бумаг, по которым может быть получен доход, призван не допустить возникновения ситуации конфликта интересов.

    Согласно ст. 142 Гражданского кодекса Российской Федерации ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. К ценным бумагам относятся: государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг. При этом не по всем ценным бумагам может быть получен доход.

  5. Пункт 5 ч. 1 статьи 17 запрещает гражданскому служащему представлять интересы третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено федеральными законами. Рассматриваемое положение призвано не допустить ситуации конфликта интересов.
  6. Пункт 6 ч. 1 статьи 17 устанавливает запрет на получение гражданским служащим вознаграждения от физических и юридических лиц в связи с исполнением должностных обязанностей. Перечень запрещенных вознаграждений является не только максимально широким (подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплата развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), но и открытым.

    Вместе с тем запрет не распространяется на случаи дарения в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, поскольку комментируемый пункт в данной связи содержит ссылку на исключения, установленные Гражданским кодексом Российской Федерации. Следовательно, в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями гражданский служащий вправе получить обычный подарок стоимостью до трех тысяч рублей.

    В случае если стоимость подарков, полученных гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, превышает три тысячи рублей, они признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и подлежат передаче по акту в государственный орган, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы. При этом гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    Получение гражданским служащим вознаграждения вопреки установленному запрету может быть расценено как получение взятки и привести к возбуждению уголовного дела по ст. 290 Уголовного кодекса Российской Федерации.

  7. Пунктом 7 ч. 1 статьи 17 установлен запрет в целях недопущения неправомерного вмешательства в деятельность гражданского служащего, которое может привести к злоупотреблению полномочиями.

    Гражданскому служащему запрещено выезжать за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, если такой выезд связан с исполнением должностных обязанностей. Гражданский служащий может выезжать за пределы России в служебную командировку только за счет средств, выделяемых органами государственной власти, либо за счет принимающей стороны или грантодателя, в случае если это предусмотрено договором, одной из сторон которого является государственный или муниципальный орган Российской Федерации, а другой — государственный или муниципальный орган иностранного государства, международная или иностранная организация.

    Запрет на выезд за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц не распространяется на частные выезды, не связанные с исполнением должностных обязанностей.

  8. В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 79-ФЗ устанавливается запрет, направленный на защиту находящегося в распоряжении гражданского служащего государственного имущества от его нецелевого использования.

    Согласно п.8 статьи 17 запрет распространяется на использование вне связи с исполнением должностных обязанностей любых средств материально-технического и иного обеспечения, т.е. не только основных средств, канцелярских принадлежностей, запасных частей к оргтехнике, хозяйственных товаров, но и электричества, связи, информации.

    Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

  9. Предусмотренный п. 9 ч. 1 статьи 17 запрет разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию установлен как с целью охраны конституционных прав граждан, так и с целью защиты государственных интересов.

    Служебная информация необходима гражданскому служащему для выполнения должностных обязанностей.

    Сведения конфиденциального характера становятся известны служащему, как правило, в связи с его участием в предоставлении государственных услуг.

    Разглашением сведений или информации является их передача третьим лицам без согласия обладателя. Использование сведений или информации в целях, не связанных с гражданской службой, представляет собой любое их использование не по назначению, в личных целях, в интересах третьих лиц.

  10. Пункт 10 статьи 17 запрещает допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности.

    Целями устанавливаемого статьи 17 запрета являются недопущение возникновения ситуации конфликта интересов, а также защита от неправомерного вмешательства в деятельность гражданского служащего.

  11. Гражданский служащий не может принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в случае, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями.

    Письменное разрешение представителя нанимателя призвано удостоверить, что заслуги, за которые награждается гражданский служащий, носят правомерный характер, то есть не связаны с нарушением запретов, ограничений, требований к служебному поведению.

    Рассматриваемый запрет не распространяется на принятие наград, почетных и специальных званий, если они являются научными, и (или) если они предлагаются политическими партиями, другими общественными объединениями и религиозными объединениями, с которыми гражданский служащий не взаимодействует в процессе исполнения должностных обязанностей.

  12. Пункт 12 ч. 1 статьи 17 запрещает использование преимуществ должностного положения (например, доступ к источникам информации, финансовым и иным ресурсам, наличие подчиненных, подведомственных организаций, авторитет должности или органа власти) для предвыборной агитации и для агитации по вопросам референдума.

    По сути, данный запрет не означает невозможности участия гражданского служащего в агитации. Проведение агитационных мероприятий в процессе исполнения должностных обязанностей, во время фактического нахождения на месте службы будет рассматриваться как осуществляемое с использованием преимуществ должностного положения, но и анонимное, в частном порядке участие гражданского служащего, к примеру, в массовых предвыборных мероприятиях, может быть связано с использование должностного положения.

  13. В целях обеспечения эффективности гражданской службы, беспристрастности гражданского служащего при исполнении должностных обязанностей и недопущения неправомерного вмешательства в его профессиональную служебную деятельность гражданскому служащему запрещается использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций.

    Кроме того, установлен запрет на публичное выражение гражданским служащим отношения к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, за исключением случаев, когда это входит в его должностные обязанности. Такой запрет является еще и способом выражения принципа безличности государственной власти.

    Рассматриваемый пункт также дополняется предусмотренным Федеральным законом № 79-ФЗ запретом на получение, обработку и приобщение к личному делу гражданского служащего персональных данных о его политических, религиозных и иных убеждениях и частной жизни, о членстве в общественных объединениях, в том числе в профессиональных союзах.

  14. Не ограничивая право гражданского служащего на членство в политических партиях, других общественных и религиозных объединениях, закон запрещает гражданскому служащему организовывать деятельность данных структур в государственных органах.

    Исключение составляет создание профессиональных союзов.

  15. В процессе прохождения гражданской службы могут возникать служебные споры — разногласия между гражданским служащим и представителем нанимателя, которые должны быть урегулированы в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 79-ФЗ. Комментируемый запрет прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора, лишает гражданского служащего права на забастовку. Это связано со спецификой государственного управления, с необходимостью постоянного и, зачастую, беспрерывного исполнения функций и полномочий государственных органов, которое и обеспечивается институтом государственной службы.
  16. Запрет вхождения гражданских служащих в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов некоммерческих организаций устанавливается исключительно в отношении иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений и носит антикоррупционный характер.

    В случае нарушения комментируемого запрета гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия.

  17. Пункт 17 ч. 1 статьи 17 устанавливает запрет гражданским служащим заниматься оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Запрет действует только в случае отсутствия письменного разрешения представителя нанимателя, которое призвано удостоверить, что деятельность является правомерной и совместима со статусом гражданского служащего. Запрет не распространяется на случаи, когда указанная деятельность частично финансируется за счет средств российских физических и юридических лиц.
  18. Часть 1.1 статьи 17 предусматривает запрет гражданскому служащему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".

    Контроль за соблюдением запрета предполагается осуществлять посредством проверок, основанием которых является достаточная информация о том, что конкретным лицом данный запрет не соблюдается. Такая информация может быть представлена в письменной форме в установленном порядке:

    1) правоохранительными, иными государственными органами, Центральным банком Российской Федерации, кредитными организациями, другими российскими организациями, органами местного самоуправления, работниками (сотрудниками) подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений и должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, Центрального банка Российской Федерации, а также иностранными банками и международными организациями;

    2) постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями;

    3) Общественной палатой Российской Федерации;

    4) общероссийскими средствами массовой информации.

    Нарушение рассматриваемого запрета влечет за собой досрочное увольнение в связи с утратой доверия.

  19. Часть 2 статьи 17 устанавливает запрет на приобретение гражданским служащим ценных бумаг в предусмотренных федеральным законом случаях.

    Рассматриваемая норма не является запретом, а представляет собой предписание, устанавливающее требования к действиям гражданских служащих, имеющих на праве владения ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций), если такое владение приводит или может привести к конфликту интересов.

    В указанных случаях возникшего или потенциального конфликта интересов гражданский служащий обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

  20. Запреты, установленные в части 1 статьи 17, однозначно связываются с периодом прохождения гражданской службы. Части 3 и 3.1 статьи 17 содержат запреты для граждан, действующие после их увольнения с гражданской службы. Часть 3 статьи 17 устанавливает запрет разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, после увольнения с гражданской службы. Данный запрет распространяется на граждан, уволенных с гражданской службы, без ограничения срока действия данного запрета.
  21. Запреты, установленные частями 3 и 3.1 статьи 17 обладают выраженной антикоррупционной направленностью и призваны не допустить использование гражданским служащим служебного положения в личных целях.

    Гражданин, замещавший должность гражданской службы, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы обязан получать согласие на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнение в данной организации работы (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) у соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов при одновременном соблюдении следующих условий:

    1) гражданин замещал должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации;

    2) случаи, когда гражданин обязан получать такое согласие, установлены федеральными законами. Согласно Федеральному закону "О противодействии коррупции" согласие комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов необходимо на замещение должности в организации на условиях трудового договора и (или) на выполнение работ (оказание услуг) по гражданско-правовому договору стоимостью более ста тысяч рублей в течение месяца;

    3) отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего.

    Согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

  22. Часть 4 статьи 17 устанавливает, что нарушение гражданским служащим запретов влечет применение к нему мер юридической ответственности.

    За несоблюдение гражданским служащим запретов налагаются следующие взыскания: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии.

    Кроме того, нарушение запретов, связанных с гражданской службой, является согласно ч. 1 ст. 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации основанием прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы. В частности, в случае утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения запретов служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы.

    Что касается возможности установления мер ответственности за нарушение запретов, установленных другими федеральными законами, то в настоящее время Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289) и за получение взятки (ст. 290).