ДОКЛАД

на заседание коллегии

Управления Федерального казначейства по Ульяновской области

"Результаты контрольной работы в Управлении Федерального казначейства по Ульяновской области в 2008 году"

 

Добрый день, уважаемые коллеги!

Проверки деятельности отделений

1. Комплексные проверки деятельности отделений

В соответствии с полномочиями, установленными Положением об Управлении Федерального казначейства по Ульяновской области, утвержденного приказом Министра финансов Российской Федерации 04.03.2005 № 33н, Правилами проведения проверок деятельности отделений Управления Федерального казначейства по Ульяновской области, утвержденными приказом Управления Федерального казначейства по Ульяновской области (далее – Управление) от 29.07.2005 № 59, Положением об отделе внутреннего контроля и Планом проведения комплексных проверок деятельности отделений Управления в 2008 году проведено 14 комплексных проверок деятельности отделений по Заволжскому району г.Ульяновска, Ленинскому району г.Ульяновска, г.Димитровграду, Кузоватовскому, Чердаклинскому, Майнскому, Сурскому, Новомалыклинскому, Старокулаткинскому, Новоспасскому, Ульяновскому, Базарносызганскому, Вешкаймскому и Павловскому районам Управления.

По результатам проверок, проведенных в первом полугодии 2008 года во все отделения было направлено обзорное письмо с подробным анализом нарушений и недостатков, выявленных в ходе проведения проверок в разрезе районов. В ближайшее время будет направлено обзорное письмо по результатам проверок за второе полугодие 2008 года.

Несмотря на принимаемые Управлением меры - доклады на коллегии, обзорные письма, рекомендации Контрольного Совета, приказы руководителя Управления о применении мер дисциплинарного характера к руководителям отделений, нарушения и недостатки, допущенные отделениями, продолжают оставаться аналогичными и их число снижается незначительно.  

Управление неоднократно указывало на недопущение указанных в обзорных письмах нарушений и недостатков. В ряде проверенных отделений выявленные нарушения в текущей деятельности действительно существенно сократились (отделения по Новоспасскому, Вешкаймскому районам). Однако, ряд отделений (отделения по Чердаклинскому,  Ульяновскому, Майнскому районам) допустил большое количество нарушений. По прежнему нарушения, выявленные в ходе проверок ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности по исполнению федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и ведения бюджетного учета исполнения сметы доходов и расходов, свидетельствуют о чрезвычайно низком уровне контроля со стороны руководителей отделений, заместителей руководителей и начальников отделов за деятельностью руководимых ими подразделений. Список допущенных нарушений изменяется незначительно.

Особо хочется отметить неуменьшающиеся серьезные замечания по вопросам правильности отнесения проводимых операций к соответствующим кодам КОСГУ (речь идет, фактически, о санкционировании нецелевого использования средств бюджетов) и приема от клиентов неверно оформленных платежных документов. Не происходит заметного уменьшения подобных нарушений в районах по всем уровням обслуживаемых бюджетов, а по приему неверно оформленных платежных документов произошел заметный рост числа нарушений. По результатам проверок некоторых отделений можно сделать однозначный вывод об отсутствии контроля на всех этапах санкционирования.

Также обращает на себя внимание большое количество нарушений по правовому обеспечению деятельности. Нарушения допускаются всеми отделениями и, в большинстве случаев, по всем направлениям правового обеспечения. В некоторых отделениях (отделения по Павловскому, Майнскому районам) данная работа практически не проводилась.

Наибольшее количество нарушений в 2008 году было выявлено по следующим направлениям проверок:

ведение бюджетного учета исполнения сметы доходов и расходов, учета операций по погашению внутренних долговых обязательств;

ведение бюджетного учета и составления бюджетной отчетности по исполнению федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований;

исполнение расходной части федерального бюджета, кассовое обслуживание исполнения бюджета субъекта Российской Федерации (местных бюджетов).

Наиболее часто встречающимися видами нарушений являлись:

По исполнению расходной части федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта Российской Федерации (местных бюджетов):

принимались документы на открытие лицевых счетов от получателей бюджетных средств, оформленные в нарушение требований нормативных актов (принимались оригиналы учредительных документов или их незаверенные копии, в карточках образцов подписей не заполнялись строки ППП главного распорядителя, РПБС распорядителя, краткое наименование клиента);

принимались к исполнению платежные документы клиентов, оформленные с нарушением требований нормативных актов (наименование клиента не соответствовало учредительным документам, в поле «Назначение платежа» не раскрыто содержание проводимой операции или имело двойное толкование)

санкционирование нецелевого использования бюджетных средств по всем уровням обслуживаемых бюджетов.

По ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности по исполнению федерального бюджета, косовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований:

при составлении годовой и периодической отчетности допускались многочисленные корректировки отчетов, приводящие к нарушению сроков предоставления отчетности в Управление;

в регистрах бюджетного учета номера счетов бюджетного учета использовались не в соответствии с Планом счетов;

неверное или неполное формирование регистров бюджетного учета (Ведомостей внутренних расчетов, Многографных карточек).

По ведению бюджетного учета исполнения сметы доходов и расходов, учету операций по погашению внутренних долговых обязательств:

расходные и приходные кассовые ордера, платежные ведомости, авансовые отчеты  оформлялись подписями должностных лиц, расшифровка подписи и должность которых не соответствовали фактически замещаемым;

в 1 – 17 разрядах счета «Касса» указывался код функциональной классификации расходов (ФКР), а следовало указывать код классификатора источника внутреннего финансирования (КИВФ);

операции по расчетам по выданным авансам не отражались на счете 120609000 «Расчеты по выданным авансам за прочие услуги»;

время выезда из гаража и время возвращения в гараж в путевых листах       (ф.0345001) не соответствовали фактическому; время работы водителя, указанное в путевых листах (ф.0345001) не соответствовало Табелю учета использования рабочего времени;

В текущем году продолжилась хорошо зарекомендовавшая себя практика привлечения к участию в проведении комплексных проверок специалистов отделений. Отделом внутреннего контроля разработан и утвержден руководителем Управления График привлечения специалистов отделений к проверкам деятельности отделений на 2009 год. Обращаю внимание руководителей отделений на важность и полезность этого процесса и необходимость своевременного (по графику или в режиме замены) выделения специалистов для проведения проверок. По результатам проведенных проверок можно сказать, что работники Отделений в большинстве случаев ответственно подходят к проводимым проверкам и проводят их на высоком профессиональном уровне. Кроме того, еще раз обращаем внимание руководителей Отделений на персональную ответственность специалистов Отделений, привлекаемых к проверкам, за достоверность сведений, содержащихся в справках по результатам проверки.

2. Тематические проверки деятельности отделений

В целях контроля за устранением выявленных в ходе комплексных проверок деятельности отделений нарушений и недостатков, а также для проверки отдельных вопросов и направлений деятельности отделений, Управлением организуются и проводятся тематические проверки.

Для проведения этих проверок в плане работы отдела внутреннего контроля традиционно зарезервированы 2 месяца – июнь и декабрь.

За отчетный период проведено 5 тематических проверок, в том числе:

1 проверка обоснованного и целевого использования бюджетных средств, выделенных на осуществление текущего и капитального ремонта здания отделения (Отделение по Сурскому району);

4 проверки по устранению выявленных нарушений и недостатков по отдельным направлениям деятельности (отделения по Майнскому, Чердаклинскому и Ульяновскому районам (2 проверки)).

Результаты проведенных проверок показывают, что не все руководители отделений принимают исчерпывающие меры по устранению и недопущению выявленных нарушений и недостатков, а проводимые ими мероприятия не достигают необходимого результата. Так, повторная проверка Отделения по Чердаклинскому району выявила нарушения, установленные в ходе предыдущей комплексной проверки.

Проверки деятельности структурных подразделений Управления

В целях реализации Концепции развития системы внутреннего контроля и аудита в Федеральном казначействе в 2006 – 2008 г.г., а также согласно плану работы отдела внутреннего контроля на 2008 год, проводятся проверки деятельности структурных подразделений Управления.

В 2008 году отделом внутреннего контроля проведены 4 комплексные проверки в ОВФР, отделе кадров, административном отделе и завершается проверка в отделе расходов. Установлен ряд замечаний при проверке деятельности отдела кадров и административного отдела.

Также проведены 3 тематические проверки структурных подразделений Управления: 2 проверки отдела доходов и проверка отдела бюджетного учета и отчетности по операциям бюджетов.

Контрольный Совет Управления

Итоги всех проведенных проверок рассматриваются на Контрольном Совете Управления.

В 2008 году проведено 15 заседаний Контрольного Совета, в ходе которых рассмотрены все выявленные нарушения, причины их возникновения и мероприятия по их устранению и по недопущению в дальнейшей работе. Кроме того, вносились предложения руководителю Управления о наложении дисциплинарных взысканий на виновных должностных лиц.

Данная схема представляется действенной мерой по усилению контроля за надлежащим исполнением своих функциональных и должностных обязанностей работниками структурных подразделений и отделений Управления, выявлению и пресечению нарушений.


Участие в проведении семинаров-совещаний


В 2008 году проведено 4 семинара-совещания по итогам проведенных комплексных проверок деятельности: 26 марта проведен кустовой семинар-совещание в Отделении по Чердаклинскому району с участием представителей Отделений по Заволжскому району г.Ульяновска, г.Димитровграда, Старомайнскому, Новомалыклинскому районам. Были проработаны вопросы по исполнению расходной части федерального бюджета и кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы; 28 марта проведен кустовой семинар-совещание в Отделении по Майнскому району с участием представителей Отделений по Инзенскому, Карсунскому, Базарносызганскому, Сурскому, Вешкаймскому, Тереньгульскому районам. Были проработаны вопросы ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности; 06 мая проведен кустовой семинар-совещание в Отделении по Новомалыклинскому району с участием представителей Отделений по Заволжскому району г.Ульяновска, г.Димитровграда, Старомайнскому, Чердаклинскому районам. Были проработаны вопросы ведения бюджетного учета и отчетности по операциям бюджетов и бюджетного учета исполнения сметы доходов и расходов; 28 ноября проведен семинар-совещание по итогам проведенной комплексной проверки деятельности в Отделении по Базарносызганскому району.


Участие специалистов Управления в проверках, проводимых Федеральным казначейством


В 2008 году продолжилась практика привлечения специалистов Управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации к участию в проверках, проводимых Центральным аппаратом Федерального казначейства.

От нашего Управления в 2008 году в таких проверках принимали участие 9 специалистов: в феврале - Трифанов А.В. – в УФК по Ивановской области (ведение бюджетного учета и предоставление бюджетной отчетности), Прохорова Т.Н. – в УФК по Московской области (ведение бюджетного учета исполнения сметы доходов и расходов); в марте – Кулакова Э.А. – в УФК по Тульской области (правовое обеспечение деятельности); в мае – Веденеева О.А. – в УФК по Кемеровской области (кассовое обслуживание исполнения бюджета субъекта и местных бюджетов); в июне Мухамедова Н.М., Агапова И.В. – в УФК по республике Удмуртии (исполнение расходной части федерального бюджета, бюджета союзного государства, состоянию кадровой работы); в июле-августе –   Костюнин М.Е. – в УФК по Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу (осуществление внутреннего контроля); в октябре – Королева Н.П. – в УФК по Новгородской области (проведение и учет операций по кассовым поступлениям в бюджетную систему Российской Федерации).

Взаимодействие Управления с надзорными, правоохранительными органами и органами финансового контроля

Отделом внутреннего контроля проводится большая работа по взаимодействию Управления с надзорными, правоохранительными органами и органами финансового контроля.

За отчетный период отделом подготовлено 5 проектов ответов на запросы от органов Прокуратуры. Из них 1 запрос от межрайонной природоохранной прокуратуры и 4 запроса от прокуратуры Ульяновской области. Запросы содержали требования о предоставлении различной информации.

Также подготовлен 1 проект ответа на запрос Управления по налоговым преступлениям УВД Ульяновской области, которые содержали требования о представлении сведений о расходовании средств бюджетополучателями разных уровней бюджетов по различным направлениям деятельности за срок до 3-х лет.

На все полученные требования и запросы Управлением своевременно представлена информация. В выделении специалистов для участия в прокурорских  проверках средств местных бюджетов было отказано в связи с отсутствием таких полномочий у органов Федерального казначейства.

Важной частью работы в области контроля за использованием средств федерального бюджета является работа, осуществляемая Управлением по взаимодействию с Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ульяновской области.

В 2008 году ТУ ФСФБН в Ульяновской области было проведено 8 проверок отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности органов Федерального казначейства. Проверки проведены в УФК по Ульяновской области, отделениях по г.Ульяновску, Ленинскому району г.Ульяновска, г.Димитровграду, Базарносызганскому, Кузоватовскому, Тереньгульскому и Старомайнскому районам. Результаты всех проверок рассмотрены на заседании Контрольного совета Управления. Руководителем Управления наложены 2 дисциплинарных взыскания. Руководителю Отделения по Базарносызганскому району П.Н.Дмитриеву – предупреждение о неполном должностном соответствии, руководителю Отделения по г.Димитровграду П.А.Мелкому объявлено замечание.

В нарушение приказа Управления № 73 от 03.04.2008 рядом отделений не своевременно представляются в Управление материалы проверок, проведенных  контрольными и надзорными органами. Так с задержкой представлены материалы проверок, проведенных ТУ ФСФБН в отделениях по г.Димитрограду, Отделением по Кузоватовскому району, Отделением по Базарносызганскому району.

Также в Управление направляются Сведения о нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации, допущенных получателями средств федерального бюджета. Данная информация поступает ежеквартально и также обязательно рассматривается на Контрольном Совете Управления.

VII. Организация работы с обращениями граждан и организаций

См. доклад Г.М.Яшиной.

VIII. Перспективы развития системы внутреннего контроля

В 2008 году продолжалась работа по ведению учета и анализа проведенных контрольных мероприятий в программном продукте «Внутренний контроль и аудит Федерального казначейства» («Audplan»).

В ноябре 2008 года внедрены в постоянную эксплуатацию два Технологических регламента. Это Технологический регламент «Учет материалов проверок (ревизий), осуществляемых контрольными и надзорными органами в территориальных органах Федерального казначейства» и технологический регламент «Учет и анализ осуществления контрольных мероприятий». Важной частью успешной работы в рамках этих регламентов является бесперебойное исполнение их на уровне отделений.

В стадии утверждения в Федеральном казначействе находится Порядок организации системы внутреннего контроля в Федеральном казначействе и территориальных органах Федерального казначейства (далее – Порядок) в условиях внедрения АС ФК.

Данным документом устанавливаются основные принципы и порядок организации внутреннего контроля в Федеральном казначействе и территориальных органах Федерального казначейства, что позволит обеспечить эффективное выполнение задач и функций центрального аппарата Федерального казначейства и территориальных органов Федерального казначейства, определенных соответствующими положениями.

Порядок организации системы внутреннего контроля закрепляет функции структурных подразделений Федерального казначейства, УФК и ОФК в системе внутреннего контроля и устанавливают процедуры внутреннего контроля при осуществлении деятельности на стадиях предотвращения, выявления и коррекции ошибок и/или нарушений.

В Порядке приведены типовые процедуры внутреннего контроля, которые должны выполняться в функциональных подразделениях. Следует иметь в виду, что в условиях АС ФК основные процедуры внутреннего контроля встроены в производственные процессы и выполняются в автоматическом режиме. Поэтому задачей использования типовых процедур является контроль за исполнением работниками Федерального казначейства основных производственных функций, а также отслеживание своевременности и полноты выполнения контрольных процедур автоматизированной системой и анализ протоколов, сформированных в АС ФК по результатам выполнения контрольных процедур.

Спасибо за внимание.