Добрый день, уважаемые коллеги!
В начале своего выступления хотелось бы напомнить Вам о порядке выдачи квалифицированных
сертификатов ключей проверки электронной подписи, а в заключении - рассказать
о типовых ошибках, возникающих при выдаче сертификатов ключей проверки электронной
подписи.
Несколько слов о законодательных документах, связанных с использованием ключей
электронной подписи.
В соответствии со статьей 19 Закона
- Сертификаты ключей подписей, выданные в соответствии с Федеральным законом
от 10 января 2002 года N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи", признаются
квалифицированными сертификатами ключей проверки электронной подписи (далее
- сертификат).
- Электронный документ, подписанный электронной цифровой подписью до даты
признания утратившим силу Федерального закона от 10 января 2002 года № 1-ФЗ
"Об электронной цифровой подписи", признается электронным документом, подписанным
квалифицированной электронной подписью.
Напомню кратко порядок выдачи квалифицированных сертификатов ключей проверки
электронной подписи:
- С организацией, которой необходимо получить сертификат, (Участник ЭД) заключается
Договор об обмене электронными документами;
- Организатор передает Участнику ЭД во временное пользование:
- ПО для формирования ключей ЭП, файлов запросов и заявлений на получение
сертификатов;
- СКЗИ
- Эксплуатационную документацию на передаваемое ПО и СКЗИ.
Участник, используя полученное от Организатора ПО, обеспечивает формирование
ключей ЭП, файла запроса, распечатку и подпись заявлений на получение сертификатов
уполномоченными лицами Участника, заверяет их собственноручной подписью руководителя
(или полномочного должностного лица) Участника и печатью Участника;
Для получения сертификата уполномоченное лицо Участника представляет в РЦР:
- заверенную копию Приказа организации о назначении пользователей, подтверждающего
право ЭП пользователя;
- Акт готовности к эксплуатации автоматизированного рабочего места для обмена
электронными документами с общероссийским официальным сайтом, УФК по Ульяновской
области;
- Файл Запроса на сертификат на съемном носителе информации (дискета или
др.) на издание сертификата;
- Заявление на получение сертификата на бумажном носителе (Заявление)
- копию Протокола проверки Сведений об организации и прилагаемых документов
(код формы по КФД 0531805), где присваивается учетный номер – код СПЗ, ГМУ.
Наибольшее количество ошибок в территориально удаленных отделах возникает
при приеме уполномоченными регионального центра регистрации (РЦР) Заявлений
от Участника ЭД:
- Не проверяется наличие заключенных Договоров об обмене электронными документами,
либо обработка Заявки выполняется в рамках Договора без учета изменений реквизитов
организации.
Выдача сертификатов, передача СКЗИ и ПО должна выполняться только в рамках
заключенного договора об обмене ЭД. Для контроля наличия Договора Участник ЭД
должен предъявить первый, последний лист Договора.
- Часто присылают электронные копии Заявок без печати, без подписи, без указания
даты подписи, с неправильной нумерацией страниц, без указания номера транзакции.
Данная ошибка встречается как в совокупности ошибок, так и как отдельные нарушения.
Уполномоченный РЦР в территориально удаленном отделе должен визуально проверить
правильность оформления Заявки: заполнение всех полей, наличие подписей, дат,
печати, нумерацию страниц и только потом отправить Заявку на утверждение в Уполномоченный
удостоверяющий центр (УУЦ).
- Указывается неправильное наименование организации. Наименование организации
в Заявлении должно соответствовать полному (сокращенному) наименованию получателя
средств федерального бюджета, указанному в соответствующей реестровой записи
по сводному реестру главных распорядителей, распорядителей и получателей средств
федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального
бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования
дефицита федерального бюджета (далее - Сводный реестр).
- Не совпадают данные файла запроса с реквизитами на бумажном носителе (электронной
копией Заявки). Уполномоченный РЦР должен убедиться в идентичности файла запроса,
предоставленного Участником ЭД, бумажной копии и лишь после этого отправить
запрос на утверждение в УУЦ.
- Уполномоченных лиц Участника ЭД, указанных в Заявке нет в карточке образцов
подписей. При приеме Заявки уполномоченный РЦР должен проверить копию приказа
о назначении ответственных лица Участника ЭД и проверить их наличие в карточке
образцов подписей. При организации обмена электронными документами в рамках
обслуживания федерального, областного бюджетов право электронной подписи предоставляется
лицам, указанными в карточке образцом подписей.
- Неверно указываются «Учетный номер организации СПЗ», «Учетный номер организации
ГМУ». Если в территориально удаленных отделах это номер можно проверить по предоставляемому
Участником ЭД Протоколу, то в Управлении для этого необходимо открывать сайт
для работы ГМУ.
- Электронные копии Заявок на утверждение по АСД «LanDocs» направляются на
обработку в Управление специалистами территориально удаленных отделов, минуя
начальников территориально удаленных отделов. Я думаю, что контроль со стороны
начальников территориально удаленных отделов и соответственно направление Заявок
только начальниками отделов помог бы избежать многих ошибок и соответственно
сократить время обработки Заявок.
- Внеплановая смена ключей электронной подписи из-за порчи носителя ключей
электронной подписи. Ошибка, возникающая в основном из-за недостаточной компетентности,
невнимательности Участников ЭД. Предупреждайте Участников ЭД о необходимости
создания резервных копий ключей электронной подписи.
- Сертификаты выдаются отдельно для работы в ППО СЭД ФК, отдельно для работы
с сайтом ООС, ГМУ. Это увеличивает количество выдаваемых сертификатов в разы,
требует дополнительных трудовых затрат на обработку Ваших Заявок. Министерством
финансов и Федеральным казначейством введен единый универсальный сертификат.
- При проведении внеплановой смены ключей электронной подписи не отзываются
ранее действовавшие сертификаты ключей проверки электронной подписи.
Работники отдела режима секретности и безопасности информации Управления
Федерального казначейства по Ульяновской области из-за большого количества ошибок
вынуждены проверять каждую заявку по выше указанному алгоритму и только потом
ее обрабатывать. Соответственно увеличиваются сроки обработки каждой Заявки.
Считаю, целесообразным ввести персональную ответственность за достоверность
представляемых на сертификацию Заявок.
В заключении, напоминаю о сроках выдачи квалифицированных сертификатов ключей
проверки электронной подписи. В соответствии с Договором об обмене электронными
документами за 10 дней до окончания срока действия сертификата Участник ЭД должен
изготовить ключи электронной подписи и получить новые сертификаты. В течение
5-х рабочих дней после представления документов уполномоченное лицо Участника
информируется о готовности сертификата.
Прошу учитывать это при выдаче сертификатов и довести сроки изготовления
ключей электронной подписи и выдачи сертификатов до Ваших клиентов. Отдел РСиБИ
просто физически не может обработать заявки, как просят территориально удаленные
отделы и клиенты «Ой, у нас вчера закончилось действие сертификатов, изменились
реквизиты организации, давайте срочно внесем изменения в Договор и выдайте нам
сертификаты, да еще установите в СЭДе. И все это надо было сделать вчера».
Прошу Вас также предупредить своих клиентов, что смену ключей электронной
подписи нежелательно выполнять в канун Нового года. Нам присылают Заявки 25-30
декабря с просьбой срочно обработать и установить СЭДе или для работы на торговой
площадке – горят контракты, не получают заработную плату и др.
Пожалуйста, приучайте клиентов, Участников ЭД к нормальной, планомерной работе
в соответствии с действующим законодательством и организационно-распорядительными
документами Федерального казначейства. Соблюдайте сроки выдачи квалифицированных
сертификатов ключей проверки электронной подписи.