"О взаимодействии Управления Федерального казначейства по Ульяновской области
с Министерством финансов Ульяновской области"

По состоянию на 1 января 2013 года на территории Ульяновской области находятся 168 бюджетов, в том числе:

• областной бюджет - 1

• местный бюджет - 167

По состоянию на 01.01.2013 количество участников бюджетного процесса, включенных в Перечень главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита бюджета, главных администраторов и администраторов доходов бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов, составило 1 580 ед. В Управлении им открыто 1 879 лицевых счетов, из них:

• по бюджету субъекта Российской Федерации – 260 ед. (245 лицевых счетов);

• по местным бюджетам – 1 320 ед. (1 634 лицевых счета).

Кроме того, Управлением осуществляется обслуживание неучастников бюджетного процесса на уровне местных бюджетов на 673 лицевых счетах.

В 2012 году кассовое обслуживание исполнения бюджета Ульяновской области осуществлялось Управлением по смешанному порядку. Правительство Ульяновской области применило порядок кассового обслуживания исполнения бюджета Ульяновской области с открытием лицевого счета бюджета финансовому органу с признаком 02. Кроме того, в Управлении открыто 65 лицевых счетов для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств бюджета Ульяновской области.

За 2012 год зачислены средства на лицевой счет бюджета в сумме 39 039 млн. руб., кассовые выплаты составили 39 569 млн. руб. В бюджеты муниципальных образований Ульяновской области отчислено в отчетном периоде 19 516 млн. рублей, в том числе в бюджет г. Ульяновска – 7 512 млн.руб.

На территории Ульяновской области находятся 167 муниципальных образований, имеющих самостоятельный бюджет, из них:

- 32 муниципальных образования выбрали порядок кассового обслуживания с ведением лицевого счета бюджета, что составляет 19,2% от общего количества бюджетов;

- 62 муниципальных образования или 37,1% от общего количества муниципальных образований выбрали порядок кассового обслуживания исполнения бюджета с открытием лицевых счетов главным распорядителям, распорядителям и получателям средств бюджета;

- 73 муниципальных образования или 43,7% выбрали смешанный порядок кассового обслуживания исполнения бюджета, т.е. порядок кассового обслуживания исполнения местного бюджета с открытием лицевого счета бюджета финансовому органу и лицевых счетов для осуществления операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателей бюджетных средств.

Кроме того, Управлением заключено 16 Соглашений с главами администраций муниципальных образований об осуществлении операций со средствами бюджетных учреждений, не являющихся участниками бюджетного процесса. Кассовые операции на отдельных лицевых счетах бюджетных учреждений осуществлялись в соответствии с порядком санкционирования расходов, установленным финансовым органом соответствующего муниципального образования.

В связи с изменением типа получателей средств бюджетов муниципальных образований области на автономные учреждения Управлением подписаны семь Соглашений с учредителями об открытии и ведении лицевых счетов автономным учреждениям. В 2012 году для их обслуживания открыто 46 лицевых счетов. В основном это учреждения в сфере образования и культуры.

За отчетный период к получателям средств бюджета Ульяновской области предъявлено 68 исполнительных документов на сумму 1,4 млн. рублей. Произведена оплата по 30 документам на сумму 0,4 млн. рублей, возвращено 38 документов на сумму 1,0 млн. рублей. Основная причина возврата - отсутствие лицевого счета, открытого получателю средств бюджета Ульяновской области в Управлении. К получателям средств бюджета города Ульяновска и неучастникам бюджетного процесса предъявлено 345 исполнительных документов на сумму 76,1 млн. руб., исполнен 271 на сумму 19,3 млн. руб., возвращено 66 на сумму 55,4 млн. руб.

На чем хотелось бы заострить внимание при работе с исполнительными листами. Бывают случаи, когда органу исполнительной власти, как получателю бюджетных средств, могут быть открыты два равнозначных по нормативно-правовому регулированию, правовому режиму, юридическим последствиям, законодательным принципам и порядку исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации лицевых счета:

1. в Управлении финансов муниципального образования;

2. в Управлении Федерального казначейства.

Порядок исполнения судебных актов, предусматривающих взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, общий и установлен Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с положениями главы 24.1 Бюджетного кодекса РФ организация исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам, производится органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов учреждений, в котором должнику открыт лицевой счет как получателю бюджетных средств.

Нормативными документами не предусмотрены исключения из установленного порядка исполнения судебных актов, в том числе, и в случае открытия должнику в органе Федерального казначейства лицевого счета для учета операций с бюджетными средствами, имеющими специальное назначение (целевые средства). При обращение взыскания к такому лицевому счету открытому в Управлении, при указании всех требуемых подпунктом «б» пункта 5 части статьи 13 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» сведений и не вызывающего при этом сомнений в идентификации населенного пункта и должника, Управление не имеет оснований для возврата исполнительного документа.

В целях недопущения социальной напряженности, не исполнения органами исполнительной власти обязательств принятых по целевым средствам, руководителям удаленных отделов необходимо проводить разъяснительную работу как с взыскателем, так и с должником.

Так, взыскателю должно быть разъяснено, что не смотря на юридическую равнозначность счетов, финансово данные счета не равнозначны и средств, поступающих на счет, открытый в Управлении, может быть не достаточно для исполнения требований в разумные сроки. Что с целью быстрого и полного исполнения требований Постановления суда и выданного на его основании исполнительного листа необходимо предъявить его в Управление финансов муниципального образования. Если исполнительный лист уже находится в органах федерального казначейства, разъяснять возможность отзыва исполнительного документа из Управления и предъявления его в Управление финансов муниципального образования.

При работе с должником необходимо разъяснять, что требования исполнительного документа могут быть исполнены уже со дня вступления в законную силу Постановления суда, и могут быть исполнены в добровольном порядке, минуя счет органа Федерального казначейства, как во время нахождения исполнительного документа на исполнении в Управлении, так и в случае, если исполнительный документ не будет предъявляться в Управление.

При этом в случае нахождения исполнительного документа в органе Федерального казначейства, для завершения организации исполнения требований исполнительного документа должнику необходимо представить в Управление сопроводительное письмо с приложением заверенных копий документов, подтверждающих исполнение требований исполнительного документа. В остальном работа с исполнительными листами ведется в обычном порядке, установленном статьей 242.5 Бюджетного кодекса РФ.

Хотелось бы остановиться на некоторых вопросах, связанных с целевыми средствами. В соответствии Федеральным законом № 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" операции с межбюджетными трансфертами, предоставляемыми из федерального бюджета в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, при исполнении бюджета Ульяновской области, учитывались на лицевых счетах, открытых получателям средств бюджета Ульяновской области в Управлении и территориально удаленных отделах.

За 2012 год в бюджет Ульяновской области зачислены средства в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, в сумме 6 534 млн. руб. кассовые выплаты по ним произведены в сумме 6 198 млн. рублей, что составляет 95 % от полученных средств. Остаток средств по состоянию на 01.01.2013 г. составил сумму 1 125 млн. рублей.

Остались неиспользованными средства на лицевых счетах, открытых в Управлении:

- у Министерства экономики Ульяновской области по субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские хозяйства, в сумме 189 млн. руб.;

- Министерства здравоохранения Ульяновской области по субвенции на оказание отдельным категориям граждан по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов в сумме 42 млн. руб., средства на совершенствование медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями в сумме 58 млн. руб. ;

- Министерству труда и социального развития Ульяновской области остаток средств на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан составил сумму 105 млн. руб., по выплатам лицам, награжденным знаком «Почетный донор СССР», «Почетный донор России» в сумме 7 млн. руб.

Кроме того, 28, 29 декабря 2012 года зачислены средства федерального бюджета на лицевой счет бюджета в сумме 421 млн. руб., которые исполнены только в сумме 14,2 млн. руб.

Остались неиспользованными средства федерального бюджета, которые зачислены на лицевой счет бюджета Ульяновской области 28.12.2012 года:

- на мероприятия по развитию службы крови в сумме 226,5 млн. руб.;

- на закупку автобусов работающих на газомоторном топливе, трамваев и троллейбусов в сумме 137,0 млн. руб.;

- иные межбюджетные трансферты из резервного фонда Президента Российской Федерации в сумме 9,2 млн. руб.

Одной из причин большого остатка неиспользованных средств субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов по бюджету Ульяновской области является поступление их в конце года, что не позволяет освоить средства из-за мероприятий по завершению года. В законе о бюджете на 2013 год предусмотрен новый механизм предоставления целевых средств региональным и местным бюджетам в объеме их фактической потребности на дату совершения платежа. В этом году Федеральное казначейство рассчитывает обеспечить предоставление целевых средств региональным бюджетам с использованием нового механизма в сумме не менее 50 млрд. рублей. Аналогичный инструмент планируется использовать и в субъектах РФ при предоставлении целевых средств муниципалитетам. В 2014 году Федеральное казначейство планирует вместе с Минфином России жестко закрепить перечень субсидий, которые будут предоставляться региональным бюджетам с использованием нового порядка. Это позволит повысить уровень ликвидности Единого счета федерального бюджета.

Еще одна из задач в рамках реформирования системы бюджетных платежей - продолжение работы по минимизации наличного денежного обращения в секторе государственного управления. Управление в целях реализации положений приказа Минфина России от 28.12.2012 г. №177н «О внесении изменений в Правила обеспечения наличными деньгами организаций, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, утвержденные приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. №199н» в настоящий момент проводит мероприятия по размещению заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме по отбору кредитных организаций для оказания услуг по обслуживанию счета 40116 с использование банковских карт и денежных чеков.

Порядок обеспечения получателей средств бюджета наличными деньгами предполагает два вариант:

1. С использованием денежных чеков со счетов, открытых органам Федерального казначейства в подразделениях расчетной сети Центрального банка Российской Федерации

2. С использованием расчетных (дебетовых) карт со счетов, открытых органам Федерального казначейства в кредитных организациях.

В связи с тем, что в Ульяновской области действуют всего 3 РКЦ (Димитровград, Инза, Новоспасское) и ГРКЦ в г. Ульяновске, для многих получателей бюджетных средств добраться до ближайшего РКЦ будет проблематично ввиду больших расстояний. Нам необходимо своевременно провести соответствующую работу с исполнительными органами власти муниципальных образований в целях предотвращения негативных последствий перевода их на обеспечение наличными средства через подразделения расчетной сети Центрального банка Российской Федерации. Предлагать им порядок обеспечения наличными деньгами с использованием расчетных карт.

Порядок обеспечения неучастников бюджетного процесса наличными деньгами в соответствии с Федеральным законом 83-ФЗ от 08.05.2010 г. ст. 30 п. 13 устанавливает возможность обеспечения наличными деньгами с использованием чеков со счетов, открытых органам Федерального казначейства в кредитных организациях в случае отсутствия учреждений Центрального банка Российской Федерации или невозможности выполнения ими указанных функций на территории муниципального района, городского округа либо внутригородской территории города федерального значения.

В соответствии с основным мероприятием 3.5 «Обеспечение с 1 января 2014 года операций по счету 40116 с использованием пластиковых карт в интересах публично- правовых образований» по реализации Стратегической карты Казначейства России на 2013-2017 годы с 01.01.2014 года планируется обеспечение органами Федерального казначейства наличными денежными средствами и денежными средствами предназначенными для осуществления расчетов по операциям, совершаемым с использованием платежных карт, организаций, лицевые счета которым открыты в финансовых органах субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), соответствующие поправки в Бюджетный кодекс РФ уже предусмотрены.

Отдельно остановлюсь на вопросе размещения информации об учреждениях на официальном сайте в сети Интернет - сайт ГМУ.

В соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.07.2011 № 86н «Об утверждении порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети интернет и ведения указанного сайта» казённые, бюджетные, автономные учреждения субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) и их обособленные структурные подразделения (далее - учреждения) обязаны зарегистрироваться и разместить на сайте ГМУ информацию об учреждении.

На расширенной коллегии Федерального казначейства состоявшейся 28.02.2013 представители Министерства финансов Российской Федерации выразили крайнюю озабоченность темпами размещения в 2013 году информации учреждениями на сайте ГМУ. Министерством финансов России прорабатывается вопрос об инструменте для мотивации учреждений в части своевременного опубликования ими государственного задания. Таким инструментом может стать законодательная норма о перечислении целевых субсидий учреждениям только после размещения государственного задания на портале. Такая поправка может вступить в действие уже со следующего года.

Ульяновская область по состоянию на 01 апреля 2013 г. не выглядит отстающей по сравнению со средними показателями по стране.

- Так общую информацию об учреждении разместили 94% (87% в среднем по стране);

- информацию о государственных (муниципальных) заданиях 46% (20% в среднем по стране) учреждений;

- информацию о бюджетной смете 38% учреждений;

- информацию о плане финансово-хозяйственной деятельности 39% учреждений;

- информацию об использовании целевых средств 28% учреждений.

 

Спасибо за внимание.