ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ (АУДИТ) ПРИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ КАЗНАЧЕЙСКОЙ СИСТЕМЫ

В настоящее время в Российской Федерации продолжается реформирование бюджетного процесса и системы государственного управления. Практически нет ни одного федерального министерства или ведомства, которого бы не коснулась реформа. Осуществляются преобразования и в системе Федерального казначейства, происходит дальнейшая оптимизация его деятельности. На территории Ульяновской области Федеральное казначейство представлено своим территориальным органом — Управлением Федерального казначейства по Ульяновской области, с деятельностью которого многие в регионе знакомы.

В рамках возложенных задач, в соответствии с бюджетным законодательством, Управление осуществляет кассовое обслуживание исполнения федерального бюджета, бюджета субъекта РФ и бюджетов муниципальных образований на территории Ульяновской области, и, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, осуществляет учет операций со средствами юридических лиц, не являющихся получателями бюджетных средств. Кроме того, осуществляет учет доходов, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации и их распределение между бюджетами. Важной задачей также является составление и предоставление в Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства бюджетной отчетности о кассовом исполнении федерального бюджета на территории Ульяновской области, консолидированной отчетности по операциям кассового обслуживания исполнения бюджета субъекта РФ и местных бюджетов.

В целях осуществления управленческого контроля и повышения эффективности деятельности ведомства по реализации возложенных на него задач в органах Федерального казначейства действует система внутреннего контроля и аудита, главными целями которой являются: обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации, повышение эффективности деятельности, повышение качества осуществления государственных функций.

Система внутреннего контроля и аудита призвана оценивать результаты функциональной деятельности, в том числе по осуществлению финансового, административного и технологического контроля в органах Федерального казначейства. На основе полученных данных руководство ведомства, и Управления в частности, имеет возможность принимать решения о мерах по совершенствованию своей деятельности, повышению её эффективности, а также качества предоставляемых услуг.

Значительные изменения в подходах к управлению и использованию финансовых ресурсов в государственном секторе, возможность применения современных информационных технологий, тенденции развития контрольной деятельности в сторону смещения акцента с последующего на предварительный контроль требуют совершенствования системы внутреннего контроля и аудита в казначействе.

В целях наиболее эффективного использования финансовых ресурсов в настоящее время осуществляется переход от инспекторской работы к проведению проверок на дистанционном уровне. Тем более, что в рамках модернизации ведомства Казначейством России успешно завершено внедрение на всей территории страны и введено в эксплуатацию централизованное программное обеспечение — Автоматизированная система Федерального казначейства (АСФК).

Ульяновская область относится к одному из трёх регионов, где силами сотрудников Управления Федерального казначейства по субъекту РФ при участии разработчиков осуществлялись отладка, пилотное внедрение и запуск этого программного комплекса в постоянную эксплуатацию. Управление Федерального казначейства по Ульяновской области перешло на работу в АСФК с 01 января 2010 года.

Уже практически четыре года использования данного ППО на территории Ульяновской области позволили Управлению пересмотреть методы контрольной работы и применить преимущества АСФК на практике. Появились новые возможности в построении системы внутреннего контроля и аудита в части оперативного осуществления проверок исполнения казначейством функций по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов всех уровней, а также по обслуживанию неучастников бюджетного процесса.

В Управлении Федерального казначейства по Ульяновской области с 2011 года по настоящее время функционирует система внутреннего контроля (аудита) деятельности территориальных отделов, которая основана на осуществлении дистанционного оперативного выборочного контроля сотрудниками контрольно-аудиторского подразделения Управления соблюдения территориальными отделами Управления положений нормативных актов при осуществлении и учёте операций на лицевых счетах участников и неучастников бюджетного процесса.

Организация данной системы оперативного контроля в Управлении направлена на выполнение следующих целей:

При реализации поставленных целей путем организации системы оперативного контроля Управлением выполняются следующие функции:

- осуществление контроля за соблюдением установленного порядка исполнения процессов и процедур, административных и иных регламентов, проведения и учета соответствующих операций и соблюдения полномочий при их проведении;

Оперативный контроль производится ответственным сотрудником Отдела внутреннего контроля и аудита Управления ежедневно с использованием ППО АСФК в течение операционного дня, следующего за днём проведения операций по лицевому счету клиента, на основании данных, зарегистрированных в программном комплексе.

При оперативном контроле ответственным сотрудником Отдела внутреннего контроля и аудита осуществляется проверка:

1) соблюдения требований, установленных действующими порядками санкционирования оплаты денежных обязательств клиентов по соответствующим бюджетам, порядками осуществления кассовых выплат за счёт средств юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса;

2) правильности зачисления сумм, поступивших на счета № № 40105, 40201, 40204, 40501, 40701, в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов;

3) правомерности и своевременности возврата клиентам документов без исполнения, а также соблюдения порядка оформления Протоколов, сформированных в ППО АСФК территориальными отделами Управления;

4) соблюдения установленного порядка осуществления операций по уточнению клиентами кассовых выплат и (или) кодов бюджетной классификации;

5) правильности оформления сведений о принятых бюджетных обязательствах за счет средств федерального бюджета в соответствии с установленными требованиями;

6) соблюдения сроков направления клиентам выписок и отчетов о состоянии лицевого счета клиента, сформированных территориальными отделами Управления в ППО АСФК и направленными их клиентам в электронном виде.

 

Таким образом, применяемая система контроля направлена на повышение эффективности деятельности как территориальных отделов, так и Управления в целом, выявление, устранение, предупреждение и пресечение нарушений и недостатков в деятельности по исполнению функциональных обязанностей.

После внедрения Автоматизированной системы Федерального Казначейства, в рамках внутреннего контроля и аудита был проведен анализ оценки эффективности использования финансовых и нефинансовых ресурсов, оценки целесообразности проводимых процессов и операций, который позволил сделать выводы о возможности значительного сокращения численности государственных служащих органов Федерального казначейства на территории Ульяновской области, а также о построении системы эффективного контроля за деятельностью каждого государственного служащего Управления. В результате проведенной оптимизации численность сотрудников в 2011 году была фактически сокращена на 19,7 %, в 2012 году еще на 9,6%. А дальнейшее развитие системы внутреннего контроля и аудита в Управлении позволило перейти к системе стимулирования сотрудников в зависимости от эффективности и результативности их деятельности.

В условиях автоматизации ответственность каждого государственного служащего территориальных органов Федерального казначейства за качественное выполнение возложенных на него функций значительно повышается. В этой связи система внутреннего контроля и аудита играет ещё более важную роль. Она должна не только выполнять контрольную функцию, но также обеспечить открытость и прозрачность деятельности Управления. Любое заинтересованное лицо может ознакомиться с информацией о работе УФК по Ульяновской области, которая размещена на официальном сайте в сети Интернет по адресу ulyanovsk.roskazna.ru в соответствующих разделах по направлениям деятельности.

Начальник отдела внутреннего контроля и аудита
Управления Федерального казначейства
по Ульяновской области
А.В. Трифанов