Совершенствование информационной системы Федерального казначейства в рамках реализации проекта модернизации казначейства в Российской Федерации

 

 

Давно прошли те времена, когда использование информационных технологий в организациях сводилось только лишь к простому учету движения и хранению данных. Теперь использование информационных технологий – это, прежде всего, возможность четкой формализации деятельности организации и оптимизации выполнения ею своих функций, а также инструмент для руководства при принятии им управленческих решений. Постановка такой цели при внедрении информационных технологий особенно актуальна для крупных, территориально распределенных организаций, одним из ярких примеров которых является Федеральное казначейство, состоящее из 89 региональных Управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации, более чем 2200 районных отделений, являющееся работодателем для более чем 55000 сотрудников, и обслуживающее более 300 000 клиентов – участников бюджетного процесса всех уровней бюджетной системы РФ.

Для Федерального казначейства регламентация функциональных процессов крайне важна, поскольку основу его деятельности составляет процессная деятельность, значимой характеристикой которой является ее инвариантность. Для клиентов Федерального казначейства это означает, что в любом регионе Российской Федерации одну и ту же функцию, из числа определенных Положением о Федеральном казначействе, все его территориальные органы должны исполнить одинаково.

На момент выделения Федерального казначейства из состава Министерства финансов в 2005 г., у него в эксплуатации находилось около десятка программных продуктов, обеспечивающих с разной степенью автоматизации реализацию одних и тех же функций органов Федерального казначейства. Соответственно, различной была регламентация внутренней работы и взаимодействия подразделений и сотрудников органов Федерального казначейства, а ППО, как следствие, содержало множество излишних настроек.

К началу 2006 г. Федеральное казначейство решило задачи по стандартизации организационно-штатной структуры территориальных органов и внедрению единого ППО, дополнительно организовав бесплатное подключение к системе электронного документооборота и последующее обслуживание для своих клиентов. Была начата работа по разработке и внедрению административных регламентов.

Однако в процессе этой работы возник вопрос – каким образом регламентировать деятельность подразделений и сотрудников органов Федерального казначейства при исполнении ими своих функций с применением ППО? Ведь административный регламент в большей степени ориентирован на описание процессов реализации органом исполнительной власти своих функций для внешних организаций, граждан, а должностной регламент сотрудника не содержит подробной детализации его действий и носит достаточно общий характер. Решение этого вопроса нашло свое отражение в приказе Федерального казначейства от 11.10.2006 №206 «О разработке и использовании техно-рабочей документации в составе прикладного программного обеспечения», который предписывает руководителям Управлений центрального аппарата Федерального казначейства и руководителям Управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации обеспечивать разработку и своевременную актуализацию должностных регламентов и иных регламентных документов, предусматривающих использование ППО, в соответствии с техно-рабочей документацией, которые для удобства объединены в Технологические регламенты процессов функциональной деятельности органов Федерального казначейства. Кроме того, руководителям следует определять сотрудников на роли, приведенные в технологических регламентах. Таким образом, технологический регламент занимает нишу между административным и должностным регламентами.

Поскольку в основе деятельности Федерального казначейства лежит перечень основных функций, определенных соответствующим постановлением Правительства Российской Федерации о Федеральном казначействе, было естественным при разработке перечня технологических регламентов отталкиваться от этих функций путем их декомпозиции на один или несколько технологических регламентов. Для разработки технологических регламентов Федерального казначейства была утверждена методика их разработки, согласно которой технологический регламент состоит из описания:

В свою очередь технологическая карта включает в себя:

Для органов Федерального казначейства внедрение технологических регламентов – это существенный способ оптимизации своей деятельности, т.к. выбранный при разработке технологических регламентов подход к описанию организационной модели в абстрактной ролевой структуре дает руководителям инструментарий для организации выполнения функций наиболее оптимальным образом и возможности гибкой его настройки в зависимости от условий штатной обеспеченности. Соответственно, при внедрении технологических регламентов, в процессе назначения сотрудников на роли, можно параллельно оптимизировать взаимодействие, как между отдельными сотрудниками, так и между подразделениями.

Технологический регламент, являясь частью документации к ППО, находится с ним в неразрывной связи – любые нормативные изменения функциональных процессов будут находить свое отражение в новых версиях ППО и соответствующих технологических регламентах, что в свою очередь, в соответствии с требованиями приказа Федерального казначейства от 11.10.2006 №206, должно быть отражено в должностных регламентах сотрудников и иных соответствующих регламентных документах.

Однако с точки зрения регистрации замечаний к используемому ППО, технологический регламент играет первичную роль, а ППО – вторичную. Это значит, что когда пользователи формулируют замечания к ППО после внедрения технологического регламента, замечания к работе ППО приниматься не будут, если они идут вразрез с технологическим регламентом. Таким образом, удастся избежать ситуации, при которой ППО будет удовлетворять требованиям пользователей одних территориальных органов Федерального казначейства и не удовлетворять требованиям других.

Кроме решения задач по проведению мероприятий Административной реформы, ожидаемый эффект от внедрения технологических регламентов в органах Федерального казначейства заключается:

Следующий после внедрения технологических регламентов этап - внедрение системы управления эксплуатацией информационно-технической (ИТ) инфраструктуры Федерального казначейства. Федеральное казначейство поэтапно внедряет технологии работы, основанные на своде знаний ITIL (Information Technology Infrastructure Library). Таким образом, появляется возможность четкого позиционирования ИТ-подразделений Федерального казначейства в рамках разработки и соблюдения SLA (Service Level Agreement - соглашение об уровне предоставления услуг – одно из базовых понятий ITIL), как части положения об ИТ-подразделении Федерального казначейства. После внедрения технологических регламентов планируется описать функции, ответственность и деятельность ИТ-подразделений Федерального казначейства в целях обеспечения возможностей своевременного исполнения функциональными подразделениями требований технологических регламентов.

Развитие информационно-технической инфраструктуры Федерального казначейства осуществляется в настоящее время в рамках Проекта модернизации казначейской системы Российской Федерации (слайд АСФК 2), одним из компонентов является ППО на базе ERP-системы. В настоящее время ведется разработка ERP-системы на базе Oracle E-Business Suite, которая была выбрана по результатам открытого международного конкурса. Практика внедрения ERP-систем показала, что залогом успешного внедрения является наличие в организации, где оно проходит, устоявшихся функциональных процессов, имеющих актуальное описание, которые, после соответствующей адаптации (реинжиниринга), могут быть достаточно быстро автоматизированы. И намного больше времени, с параллельным возрастанием риска срыва внедрения, уходит на автоматизацию организаций, где описанию и поддержке в актуальном состоянии функциональных процессов не уделяется должного внимания. Понимая это, Федеральное казначейство ставит себе задачу до начала внедрения новой автоматизированной системы разработать и внедрить максимально возможное количество технологических регламентов.

Как уже было сказано - дальнейшее развитие информационно-технической инфраструктуры Федерального казначейства осуществляется в рамках Проекта модернизации казначейской системы Российской Федерации, который подразумевает создание на базе единых требований и стандартов нескольких компонент новой автоматизированной системы Федерального казначейства, основные из которых следующие:

В настоящее время ведется разработка ERP-системы на базе Oracle E-Business Suite, которая была выбрана по результатам открытого международного конкурса. В процессе модернизации базы данных будут физически расположены в Управлениях Федерального казначейства, а отделения и клиенты Федерального казначейства в основном будут иметь только доступ к ней в режиме on-line через ведомственную транспортную сеть (ВТС). (слайд АСФК 9)

Для реализации требований, предъявляемых к новой системе, потребуются серверы, способные обслуживать одновременно тысячи пользователей. По рекомендации разработчика ППО выбраны серверные платформы на базе технологии RISC, которые также будут поставляться в рамках Проекта.

При построении новой автоматизированной системы также производится модернизация систем инженерного обеспечения, поскольку новое оборудование будет предъявлять значительно более высокие требования. Результатом реализации проекта будет построение новых систем жизнеобеспечения, локальных вычислительных сетей, переоснащение серверных помещений для органов Федерального казначейства по единым стандартам и на однотипном оборудовании.

Поскольку в рамках создания новой автоматизированной системы будет осуществляться переход на новое оборудование, предусмотрен ряд мер по обеспечению его бесперебойной эксплуатации. Для этого будет создаваться централизованная система управления эксплуатацией.

Дополнительно рассматривается вопрос о частичном или полном аутсорсинге обслуживания новой системы, поскольку в условиях увеличивающегося объема решаемых Федеральным казначейством задач, бурного развития информационных технологий, постоянного увеличения числа сотрудников Федерального казначейства, вовлеченных в процесс автоматизированной обработки информации, Федеральное казначейство организует работу по многим направлениям своей деятельности с привлечением поставщиков товаров и услуг, выбранных на конкурсной основе. При этом роль специалистов информационно-технических подразделений Федерального казначейства при работе с аутсорсерами является ведущей, и основывается на проектном (при решении новых задач) или процессном подходах. В качестве стандартов де-факто при эксплуатации информационных систем используются требования и рекомендации библиотеки ITIL, а в области управления проектами – IPMA.

Ведомственная транспортная сеть

Целью создания ВТС является создание ведомственной транспортной сети связи, обеспечивающей центральный аппарат и территориальные органы Федерального казначейства, расположенными на всей территории Российской Федерации, широким набором современных услуг связи.

Основные задачи создания ведомственной транспортной сети:

Архитектура ВТС (слайд ВТС 1) является трехуровневой в соответствии с административным устройством Федерального казначейства.

Для связи между объектами используется технология наложения частной сети (VPN) на многопротокольную магистральную сеть (MPLS) оператора.

Региональные сети передачи данных (РСПД) для объединения Элементов ВТС каждого региона подключаются к MPLS VPN.

Спутниковая сеть доступа для объединения Элементов ВТС по спутниковому каналу связи – также подключается к MPLS VPN по наземному каналу связи от спутникового концентратора, которых будет несколько.

Ведомственная транспортная сеть предоставляет (слайд ВТС 2) две основные услуги: передачи данных по протоколу IP и организации голосовых соединений на базе протокола H.323, образуя, таким образом, магистральный сегмент для будущей ведомственной телефонной сети Федерального казначейства. Частная сеть подразумевает выделенное IP-адресное пространство и защиту от трафика других сетей и наложенных сетей оператора.

Параметры каналов связи определены в технических требованиях и составляют от 128 кбит до 512 кбит для ОФК и до 2 Мбит для УФК, количество одновременных голосовых соединений составляет от 2 до 4 для ОФК и до 50 для УФК.

Надежность Элемента ВТС ЦА (слайд ВТС 3) обеспечивается путем полного дублирования центральных коммутаторов и четырехкратного резервирования процессоров и источников питания центральных коммутаторов. Таким образом, исключены единые точки отказа, что позволит осуществлять надежную связь и доступность серверов прикладного программного обеспечения, так как каналы от центрального аппарата также резервируются и подключаются к MPLS VPN в географически различных точках.

Кроме дублирования центральных коммутаторов, также будет внедряться решение, предусматривающее полное дублирование универсальных серверов доступа, которые осуществляют функции шлюзов из центрального аппарата в телефонную подсистему ВТС, а также принимают на себя соединения, обеспечивающие резервные каналы связи от УФК.

На уровнях УФК и ОФК также применены высокопроизводительные маршрутизаторы Cisco (слайды ВТС 4 и 5)

Помимо собственно создания транспортной сети, проектом также предусматривается создание распределенной системы управления (слайд ВТС 6), создаваемых в 4 независимых полнофукциональных центрах управления сетью – двух основных резервируемых центров и двух региональных, в виду существенной географической распределенности и разницы во времени: основной в Москве, региональные в Красноярске и Хабаровске и резервный.

Основной и резервный центры управления будут полностью идентичны по функциональности, и будут позволять мониторинг и управление оборудованием всех Элементов ВТС.

Региональные центры управления будут аналогичными по функциональности основному и резервному, но будут управлять только «своей», Европейской или Азиатской, географической частью Элементов ВТС. Таким образом, каждый Элемент ВТС может управляться одной из трех систем управления: центральным центром, резервным центром и региональным центром управления.

Автоматизированная Система Федерального казначейства

АС ФК должна стать центральным элементом управления государственными финансами, а также бухгалтерского учета операций с ними, и соответствовать всем функциональным требованиям для компонентов исполнения бюджета на основе интегрированной системы бухгалтерского учета в условиях функционирования единого казначейского счета.

(слайд АСФК 3)

(слайд АСФК 4)

(слайд АСФК 5)

 

В АСФК будут реализованы следующие основные функции (слайд АСФК 6), кроме того, в АСФК будут поддерживаться:

 

Организационные компоненты: (слайд АСФК 7)