Система электронного документооборота

платежными документами

в центральном аппарате Федерального казначейства

Предистория

Центральный аппарат Федерального казначейства в рамках кассового обслуживания Федерального бюджета осуществляет обмен платежными документами с Центральным банком РФ (далее - банк).

До внедрения электронного обмена с банком отправка платежных документов в банк происходила на бумажных носителях. При подготовке платежных поручений документы и описи необходимо было подписывать на бумажном носителе, со всеми вытекающими из этого последствиями. Собственно отправка платежных документов в банк проводилась только в определенные часы: в 11-30 и 14-30 московского времени.

Переход на электронный обмен с ЦБ

В августе 2005 года центральный аппарат Федерального казначейства перешел на электронный обмен с банком. Для автоматизации процесса осуществления платежей с учетом обеспечения электронного обмена с банком была разработана система электронного документооборота платежными документами (СЭД ПД). При использовании СЭД ПД внутри ЦАФК платежные документы и рейсы направленных платежей подписываются не на бумаге, а ЭЦП уполномоченных сотрудников ЦАФК. Для возможности пользователям системы подписывать платежные документы ЭЦП в СЭД ПД реализовано взаимодействие с криптопровайдером «КриптоПро». Также в СЭД ПД проводится автоматический контроль наличия остатка на счете, загрузка выписки и ответов банка, получение отчетов по направленным в банк платежам.

В настоящее время к СЭД ПД подключено около 25 пользователей, документооборот составляет 100 – 150 платежных поручений в день. При небольшом количестве платежных документов в день ответственность за безопасность осуществления платежей очень велика, т.к. суммы перечислений в каждом из них бывают просто огромными - до сотен миллиардов рублей.

Сотрудникам ЦАФК ЭЦП вырабатывается с помощью собственного ведомственного удостоверяющего центра.

Состав СЭД ПД

СЭД ПД представляет собой информационную систему, построенную по трехзвенной схеме, в состав которой входят следующие элементы:

– система управления базой данных (СУБД);

– сервер приложения;

– клиентское приложение.

Для хранения, модификации и обработки информации используется СУБД производственного назначения Oracle, что гарантирует высокую скорость доступа к информации, ее целостность и непротиворечивость; дает возможность создания резервных копий данных и восстановления их в случае необходимости.

Основная часть деловой логики обработки данных сконцентрирована на сервере приложений.. Сервер приложений, написанный с использованием языка программирования Java и предназначенный для выполнения в среде виртуальной машины Java, функционируют на сервере Kraftway 2х3,0 Гц ОЗУ ____ .

Клиентское приложение представляет собой "тонкий клиент", который предназначен для представления результатов работы сервера приложений конечному пользователю в удобочитаемом виде и подготовке заданий для выполнения сервером приложений. Клиентское приложение функционирует на ПК класса P4-3,0 Гц, ОЗУ 256-500 Мб.

Общая схема прохождения документов

Действия подразделений ЦАФК при осуществлении платежей со счетов Федерального казначейства с использованием электронного документооборота с банком строго регламентированы внутренними приказами и порядками. При этом схема прохождения документов следующая.

Платежные поручения в валюте РФ для исполнения через систему Банка России подготавливаются в нескольких программных комплексах ЦАФК. Подготовленные платежные документы импортируются в СЭД ПД.

 

 

Рис. 1. Пример списка документов системы

 

Кроме импорта есть возможность создания платежных поручений непосредственно в СЭД ПД.

 

 

Рис.2. Форма ввода нового платежного поручения

 

Далее платежные поручения подписываются ЭЦП исполнителем, ответственным за составление этого документа и его руководителем.

 

 

Рис. 3. Форма просмотра ЭЦП платежного поручения

 

При этом в любой момент времени можно осуществить проверку ЭЦП и просмотреть сертификат подписи.

Далее платежные поручения, которые необходимо направить в банк, оформляются в виде реестра направленных платежей (далее – реестр платежей). Реестр платежей – документ, предназначенный для объединения платежных поручений с видом платежа «электронно», контроля, подписи и выгрузки их для отправки и исполнения.

 

 

Рис. 4. АРМ «Формирование реестров»

 

Сформированный реестр платежей проверяется специалистом по электронному документообороту на корректность реквизитов платежных документов с использованием программного обеспечения, предоставленного банком. Вызов программы контроля реестров платежей осуществляется непосредственно из СЭД ПД. После успешного завершения контроля реестр платежей подписывается ЭЦП исполнителя.

Затем реестр платежей подписывает ЭЦП заместитель начальника сводного отдела платежей и операций Операционного управления.

Далее ответственный сотрудник Управления единым казначейским счетом в автоматизированном режиме осуществляет проверку на наличие остатка средств на банковском счете и подтверждает допустимость исполнения платежных документов наложением своей ЭЦП на реестр платежей.

После этого осуществляется санкционирование оплаты реестра сотрудником управления бюджетного учета и отчетности (главным бухгалтером), что подтверждается также наложением соответствующей ЭЦП. При этом на каждом этапе подписания реестра платежей ЭЦП происходит автоматическая проверка предыдущей ЭЦП.

 

Рис. 5. Форма просмотра ЭЦП реестра направленных платежей.

 

Далее уполномоченный сотрудник, имеющий право подписи платежных документов, направляемых в электронном виде в банк и имеющий ЭЦП банка, производит выгрузку из СЭД ПД реестра платежей в форматах банка и подписывает его своей ЭЦП.

Затем специалист по электронному документообороту осуществляет отправку реестра платежей в банк с использованием телекоммуникационного доступа в расчетную сеть банка. На каждый направленный в банк реестр платежей возвращается квитанция о его принятии или не принятии к обработке. После загрузки такой квитанции в СЭД ПД изменяется статус соответствующего реестра платежей.

 

 

Рис. 6. Реестр направленных платежей принят банком к обработке.

 

По результатам обработки платежей операционного дня банк направляет выписку по счетам ФК, которая загружается в СЭД ПД. При этом происходит квитовка отправленных в банк платежных поручений с выпиской по соответствующим счетам и обновление справочника остатков по счетам.

После этого в СЭД ПД можно получить отчет «Реестр проведенных платежей» за прошедший операционный день.

Также в СЭД ПД реализована возможность формирования описей платежных поручений с видом отправки «почтой» и «телеграфом», направляемых в банк на бумажном носителе.

 

 

Рис. 7. АРМ «Формирование описей»

 

Еще одним из важнейших достижений в области электронного обмена с банком является внедряющийся в настоящее время обмен с банком платежными документами в иностранной валюте (заявления на перевод в иностранной валюте, заявления на покупку/продажу иностранной валюты).

При этом схема движения документов в иностранной валюте в СЭД ПД аналогична схеме движения документов в валюте РФ.

 

 

Рис. 8. Форма редактирования заявления на покупку/продажу валюты.

 

 

Рис. 9. Форма редактирования заявления на перевод в валюте.

 

Отличием от документооборота с банком по операциям в валюте РФ является возможность направления в банк сообщения свободного формата, что заменяет направление в банк официальных писем по процедурам исполнения платежных документов на бумажном носителе.

 

Рис. 10. Форма ввода нового сообщения свободного формата

 

В заключение моего доклада хочу подчеркнуть, что в настоящее время центральный аппарат Федерального казначейства благодаря СЭД ПД успешно осуществляет платежи через расчетную сеть Центрального Банка России.

Спасибо за внимание.