Об исполнении судебных актов в Управлении Федерального казначейства по Ульяновской области, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам получателей бюджетных средств.

Исполнение судебных актов предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам получателей бюджетных средств в Управлении Федерального казначейства по Ульяновской области (далее — Управление) ведется в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, приказом Федерального казначейства от 26.09.2007 № 5н, приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22.09.2008 № 99н.

С 01.01.2010 года учет и ведение исполнительных листов осуществляется Управлением исключительно в ППО АСФК. В связи с внедрением нового ППО порядок работы с исполнительными документами не изменился. Однако, следует признать, что при реализации вышеуказанной функции в ППО АСФК необходимо учитывать некоторые особенности.

При исполнении государственной функции организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам получателей бюджетных средств в ППО АСФК Управление столкнулось со множеством проблем как технического характера, так и связанных с различиями в толковании некоторых норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, Порядка ведения учета и осуществления хранения документов органами Федерального казначейства по исполнению судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений, утвержденного приказом Федерального казначейства от 26.09.2007 г. № 5н.

Большинство замечаний в настоящее время устранено, однако, остаются нерешенными несколько проблем.

  1. В соответствии с письмом Федерального казначейства от 16.04.2007 № 42-7.1-15/5.1-137 исполнение судебных актов о взыскании пенсий военных пенсионеров, предъявленных, в органы Федерального казначейства исполняются, в общем, предусмотренном бюджетным законодательством Российской Федерации порядке, определенной главой 24.1 Бюджетного кодекса РФ. В соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса РФ статьями 242.3, 242.4, 242.5 должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган Федерального казначейства информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации.

    В ППО АСФК не предусмотрено внесение данных письма об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации, если исполнительный документ будет исполнен минуя счет органа Федерального казначейства.

  2. Согласно п.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации ст. 242.3, 242.4, 242.5, а также п. 3 Инструкции 5Н должник в течение 10 рабочих дней представляет в ОрФК информацию об источнике образования задолженности (в том числе наименование бюджета, за счет средств которого будет произведена оплата исполнительного документа) и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации. В ППО АСФК наименование бюджета, к которому предъявлен исполнительный лист необходимо выбрать уже при его регистрации.

    Бывают ситуации, когда должник является одновременно получателем средств как федерального бюджета, так и бюджета субъекта Российской Федерации. При этом наименование бюджета в самих исполнительных документах чаще всего не указано. Соответственно ОрФК не может заранее при регистрации исполнительного документа самостоятельно определить, из каких средств будет произведена оплата исполнительного листа.

    Указанная недоработка программного продукта не только сильно затрудняет работу Управления и его отделений, но и, как уже говорилось выше, противоречит нормам Бюджетного кодекса и инструкции 5Н.

  3. И наконец, в ППО АСФК в электронной форме документа «Исполнительный документ» не доработаны поля «№ суд. акта», «Кол-во листов». Согласно Рабочей тетради (то есть руководству пользователя) в данные поля следует заносить «наименование судебного акта, номер и дату судебного акта» и «количество листов приложенных к исполнительному документу». Однако, внесенные в форму «Исполнительный документ» данные автоматически являются основой для формирования сразу нескольких Уведомлений (Уведомления о поступлении исполнительного листа, Уведомления о возврате исполнительного листа и т.д.). При этом, утвержденная Инструкцией форма этих Уведомлений требует заполнения вышеуказанных полей различными данными уже на стадии их формирования.
  4. Согласно приказу Министерства финансов Российской Федерации от 19.09.2008 № 98н учет бюджетных обязательств предусмотрен только по федеральному бюджету, однако при работе с исполнительными документами в условиях перехода на ППО АСФК, постановка на учет бюджетных обязательств по исполнительным документам необходима и по бюджету субъекта Российской Федерации и местному бюджету.

Предложения Управления Федерального казначейства по Ульяновской области при исполнении судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам получателей бюджетных средств, при ликвидации отделений Управления и формировании отделов Управления.

В настоящее время работа с исполнительными документами в Управлении строится следующим образом. Отделения Управления являются юридическими лицами. Взыскатели направляют исполнительные документы по месту нахождения бюджетополучателя-должника, то есть по месту его обслуживания (в отделения). Однако, как уже говорилось, основная особенность ведения лицевых счетов в ППО АСФК состоит в том, что органом открытия лицевых счетов на территории всего субъекта является Управление.

Отсюда возникает противоречие приказу Министерства финансов Российской Федерации от 22.09.2008 № 99н и приказу Федерального казначейства Российской Федерации от 26.09.2007 № 5н, в которых сказано, что «…процесс организации исполнения государственной функции осуществляет орган Федерального казначейства, в котором должнику как получателю средств федерального бюджета открыт лицевой счет для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, а также средств, полученных от приносящей доход деятельности…».

Направление же исполнительных документов по месту открытия, а не по месту обслуживания лицевого счета является неудобным как для должника (непосредственно с ним взаимодействует отделение), так и в большинстве случаев для взыскателя (территориальная удаленность). Данный вариант затрудняет работу и Управления, в части оперативности представления бюджетополучателем-должником информации об источнике образования задолженности и кодах бюджетной классификации.

Отсюда, в связи с внедрением ППО АСФК на территории всей РФ, возникает необходимость внесения изменений в нормативно-правовые акты (включая административный регламент).

В случае изменения организационно-штатной структуры управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации, т.е. при реорганизации отделений в удаленные отделы, исполнительные документы с приложениями должны будут направляться в Управление по месту открытия лицевого счета (согласно приказу Министерства финансов Российской Федерации от 22.09.2008 № 99н), а не по месту нахождения бюджетополучателя (должника). В этом случае вновь возникают вышеописанные проблемы. В связи с этим необходимо предусмотреть соответствующий порядок взаимодействия Управления с удаленными отделами.

В случае если прием исполнительных документов будет осуществляться по месту нахождения должника, т.е. удаленным отделом Управления, в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 22.09.2008 № 99н и приказ Федерального казначейства Российской Федерации от 26.09.2007 № 5н необходимо будет внести изменения следующего характера: