Реализация задачи создания системы оказания юридической помощи отделениям Управления Федерального казначейства по Ульяновской области.

 

Во исполнение задачи создания системы оказания юридической помощи отделениям Управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации, установленной положениями утвержденного Министром финансов Российской Федерации Плана деятельности Федерального казначейства на 2007 год, - 17 сентября 2007 года Федеральным казначейством издан Приказ N 264 "Об утверждении Типового положения о юридическом отделе управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации и Типового регламента Центра правового сопровождения деятельности отделений управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации". Реализуя требования указанных выше нормативных актов и документов, в Управлении Федерального казначейства по Ульяновской области (далее - Управление) были созданы Центры правового сопровождения деятельности отделений Управления Федерального казначейства по Ульяновской области (далее - Центр, Отделение) и были изданы следующие Приказы:

  1. N 111 от 14.11.2007 года "Об организации правового обеспечения деятельности УФК по Ульяновской области и отделений УФК по Ульяновской области", которым утверждены:
  2. N 130 от 27.12.2007 года об утверждении Порядка документооборота в ходе правового сопровождения деятельности отделений между отделениями и Центрами, Центрами и начальником юридического отдела Управления Федерального казначейства по Ульяновской области.
  3. N 3 от 11.01.2008 года о предоставлении электронной цифровой подписи в процессе правового сопровождения деятельности Управления и Отделений.
  4. N 4 от 14.01.2008 года, которым утверждены Списки сотрудников Центров правового сопровождения деятельности отделений Управления Федерального казначейства по Ульяновской области.

29.01.2008 года Приказом Управления N 14 внесены изменения в Положение о юридическом отделе, касающиеся подготовки заключений о возможности открытия, переоформления и закрытия лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей, получателей средств бюджета и администраторов источников финансирования дефицита бюджета и в связи с этим 06.02.2008 года приказом N 19 были внесены соответствующие изменения и в приказ от 27 декабря 2008 года N130 "Об утверждении Порядка документооборота в ходе правового сопровождения деятельности отделений между отделениями и Центрами, Центрами и начальником юридического отдела Управления Федерального казначейства по Ульяновской области".

Были внесены необходимые изменения в штатные расписания юридического отдела и Отделений, проведены конкурсы на замещение должностей. И с 11.01.2008 года на 7-ых сотрудников юридического отдела возложена функция правового сопровождения деятельности Отделений, что закреплено и в их должностных регламентах. В Центре N1 три сотрудника, прикреплено на правовое сопровождение 10 Отделений, в остальных четырех Центрах по одному сотруднику, прикреплено - по 4 Отделения. Всего создано 5 Центров правового сопровождения деятельности Отделений. Центр N1 территориально расположен непосредственно в Управлении; Центры 2,3,4,5 - соответственно, территориально расположены в отделениях по г.Димитровграду, по г.Ульяновску, по Ленинскому и Засвияжскому району г.Ульяновска.

Руководители Отделений, в которых территориально расположены Центры обеспечили рабочие места для сотрудников Центров. Оформлены сертификаты и выданы ключи ЭЦП.

Таким образом, уже почти два месяца в юридическом отделе Управления функционируют Центры правового сопровождения Отделений, то есть задача создания системы оказания юридической помощи отделениям Управления Федерального казначейства по Ульяновской области выполнена.

Система оказания юридической помощи Отделениям создана, функционирует и на сегодняшний день выявились некоторые вопросы и проблемы, требующие обсуждения и разрешения.

По итогам работы Центров в январе и феврале текущего года на соответствующие запросы сотрудники Центров и Отделения представили в юридический отдел сведения о количестве и сроках рассмотренных, составленных, подготовленных и др. документах за январь и февраль 2008 года, жалобы и предложения по оптимизации работы Центров и юридического отдела. Все полученные данные систематизированы и вчера, 04.03.2008 года, представлены на рассмотрение руководителю Управления. После рассмотрения этих данных, в случае принятия каких-либо решений, все задействованные в организации правового обеспечения деятельности Отделений, конечно, будут ознакомлены с ними. (Систематизированные в таблицы данные, указанные выше, приложены к настоящему докладу и будут направлены для размещения на сайте Управления.) Остановлюсь на некоторых вопросах, которые важны для надлежащего правового обеспечения органов Федерального казначейства, а также вопросах, возникших в ходе работы Центров.

Руководство Юридического управления Федерального казначейства обосновывает, связывает необходимость создания и функционирования Центров в первую очередь с тем, что отделения самостоятельно объективно не способны представлять свои интересы в суде и избегать нарушений законодательства Российской Федерации при осуществлении своих функций. Так, свыше 70% нарушений в органах Федерального казначейства, выявленных в ходе проводимых Федеральным казначейством проверок - это нарушения, допущенные отделениями управлений Федерального казначейства. Руководством юридического управления и Федерального казначейства заявлено также, что одним из приоритетных направлений деятельности Юридического управления Федерального казначейства будет принятие мер, направленных на исключение случаев ненадлежащего представления органов Федерального казначейства в суде. Дела, по которым стороной выступает Отделение, Управление или Федеральное казначейство находятся на особом контроле Федерального казначейства.

Участие сотрудниками Центров в судебных заседаниях по данной категории дел за два месяца текущего года, слава Богу, реализовано только юридическим отделом и Центром N1, которое территориально находится в Управлении. В части представления интересов Минфина России по нескольким судебным делам участвовал сотрудник Центра N2, территориально расположенный в Отделении по г. Димитровграду УФК по Ульяновской области. Так, сотрудник этого Центра, ведущий специалист - эксперт И.Н. Антонова и сейчас находится в судебном заседании, назначенном на 10.00, и вчера обеспечивала участие в судебном заседании, назначенном на рассмотрение на 14.00.

Из 26 Отделений - 16 Отделений представили свои предложения, 8 Отделений не имеет жалоб и предложений по оптимизации работы Центров (5 прикреплены к Центру N1, 2 к Центру N5 (в Засвияжском Отделении), 1- к Центру N4 (в отделении по г. Ульяновску).

8 из 16-ти представивших предложения просят решить вопрос о внесении изменений в приказы Управления с тем, чтобы сократить сроки рассмотрения документов, поступивших из Отделений для проведения правовой экспертизы и составления заключений на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации.

В связи с этим можно сказать лишь следующее: все, что закреплено Приказом Федерального казначейства от 17.09.2007 г. N 264 в Типовом положении или Регламенте, в частности, сроки рассмотрения документов - изменить можно лишь приказом Федерального казначейства, у Управления таких полномочий нет.

Один срок установлен Управлением - срок правовой экспертизы и составление заключений на пакет документов, представляемых на открытие, переоформление и закрытие лицевых счетов. Этот срок - 3 дня. И этот срок, по моему мнению, уменьшать преждевременно по следующим основаниям. Во-первых, у Центров в настоящее время очень большая нагрузка и уменьшение этого срока однозначно повлечет его нарушение. Невозможно за один день проверить такой объем документов, который поступает в Центры. Так, были дни, когда в Центр только одним Отделением представлено сразу 27 пакетов документов на открытие лицевых счетов для школ, не считая таких же документов из других Отделений, договоров, не говоря уже об исполнительных документах, по которым срок рассмотрения и составления заключения 1 день. Здесь хотелось бы заметить, что если бы Отделения больше работали на стадии принятия от получателя средств бюджета проверяли то, что должны проверить финансисты и работники Отделения: наличие получателя или распорядителя в соответствующем реестре, перечне, наличие разрешения, и других документов, которые не входят в юридическое дело и не подлежат правовой экспертизе Центрами, проверяли бы правильное оформление, не приходилось бы по нескольку раз направлять эти документы в Центры.

Наверное, то, что в течение всего 2007 года в соответствие с приказами Управления об организации правового обеспечения деятельности отделений от 07 декабря 2006 года N 102 и от 12 февраля 2007 года N 46 (недействующими с 1.01.2008 г.), работники юридического Управления осуществляли правовую экспертизу документов Отделений в течение одного рабочего дня приучило и даже избаловало некоторые Отделения. Зачем самим думать, смотреть инструкции, ну и вернули как несоответствующие законодательству Российской Федерации, но зато в заключении указали все недостатки и в течение одного рабочего дня вернули и можно в этот же еще раз направить на экспертизу.

Центр N1 и в этом году, несмотря ни на что, старается работать в этом же режиме - почти 100% заключений правовой экспертизы готовятся в течение одного рабочего дня. Несмотря ни на что - это: несмотря на то, что визированию в отличие от 2007 года теперь в дополнение к договорам, письмам и приказам полежат и исполнительные документы, и документы на открытие, переоформление и закрытие лицевых счетов; несмотря на то, что, выполняя требование Федерального казначейства и, учитывая особый контроль

Федеральное казначейства, работники юридического отдела, в том числе и Центра N1, стараются максимально полно отрабатывать свои позиции по судебным делам, обжаловать решения, участвовать в судебных заседаниях.

Еще LanDocs:

В связи с этим из одного из Отделений, прикрепленного к Центру N1, поступила просьба не перезакреплять ни за каким другим Центром, а из другого, прикрепленного не к Центру N1 - наоборот перезакрепить.

А вот Заволжские Отделения просят перезакрепить их к другому Центру, расположенным к ним ближе, чем Центр в Отделении по г.Димтровграду, предлагают также создать еще один Центр -Центр N6 и расположить его территориально в Отделении по Заволжскому району УФК по Ульяновской области. Руководитель Отделения по Заволжскому району и в январе и в феврале текущего года письменно предлагал работника своего Отделения с высшим юридическим образованием и достаточным стажем для участия в правовом обеспечении Отделения. Как я уже сказала, все предложения систематизированы, в том числе и предложения по созданию Центра N6, и представлены для рассмотрения руководителю Управления.

Из 4-х Отделений поступили предложения изменить перечень визируемых документов, не прилагать некоторые документы, не визировать постоянно издаваемые приказы и тому подобное. В связи с этим можно повторить то, что сказано выше про сроки: изменения в этой части можно внести лишь приказом Федерального казначейства, у Управления таких полномочий нет.

Думаю, что реально можно удовлетворить просьбу Отделений, особенно в которых территориально расположены Центры, представлять документы на правовую экспертизу нарочно, а не только сканированными копиями файлами, подписанными ЭЦП. Это сэкономит время, которое тратится на сканирование. (Все Отделения жалуются, что на сканирование уходит большое количество времени.)

Отделение по Новоспасскому району просит решить вопрос о выделении Центру N3, расположенному в Отделении по г. Ульяновску, отдельного телефонного номера, об этом же просит сотрудник Центра N5, территориально расположенный в Отделении по Засвияжскому району. Есть и другие вопросы, касающиеся материально-технического обеспечения сотрудников Центров. Материально - техническое обеспечение Центров возложено на Отделения, где они территориально расположены. Сотрудники Центров - работники не Отделения, а другого юридического лица, то есть Управления. Сотрудники Центров осуществляют правовое сопровождение не только Отделения, где территориально расположены, но и еще 3-х других юридических лиц, то есть других Отделений. Поэтому психологически и по-всякому понятна позиция руководителей Отделений, в которых "сидят" сотрудники Центров и которые предоставляют то, что могут или то, что хотят. Почему они должны предоставить чужому работнику что-то лучше, чем своему работнику? У сотрудников Центров нет отдельных телефонных номеров, до них не дозвонишься, у них устаревшие процессоры и мониторы, юрист Центра N 5 изучает документы и составляет заключения в операционном зале, где работают 10 работников отдела и в день проходят через кабинет до 50-60 клиентов, и так далее. Я думаю, если была бы возможность и, надеюсь, что если когда будет такая возможность, руководители Отделений, в которых "сидят" сотрудники Центров, приняли бы и примут все меры к тому, чтобы этим сотрудникам создать или улучшить условия для нормальной работы.

Руководители трех городских Отделений Ульяновска предложили рассмотреть вопросы, касающиеся обеспечения конфиденциальности в ходе проведения правовой экспертизы документов, содержащих персональные данные работников. Этот вопрос подтолкнул Управление, отдел режима секретности и безопасности к внесению изменений в соответствующие приказы Управления. В настоящее время продолжается проработка этого вопроса, готовится соответствующее письмо в Отделения. В прошлом году этот вопрос не возникал: Так что спасибо руководителям Отделений, которые обратили внимание на необходимость дополнительной проработки и регламентации вопроса обеспечения конфиденциальности в ходе правового сопровождения Отделений.

Это только часть вопросов, проблем и предложений, поступивших от сотрудников Центров и из Отделений. В полном объеме они, повторяюсь, изложены в таблице, приложенной к настоящему докладу. К докладу также приложены таблицы с цифрами, правда, лишь частично отражающими объем работы сотрудников Центров в январе и феврале 2008 года. Но и эти цифры скажут сами за себя.

И резюмируя свое выступление, я скажу еще раз, что задача создания системы оказания юридической помощи отделениям Управления Федерального казначейства по Ульяновской области выполнена. Центры созданы и функционируют около 2-х месяцев. Со временем стабилизируется работа, при необходимости будут скорректированы нормативные и локальные акты. Надеюсь, что и в дальнейшем конструктивно и совместными усилиями: и юридического отдела, и Центров, и Отделений, и Управления, правовое обеспечение Отделений будет совершенствоваться.