Об актуальных вопросах бюджетного учета и отчетности по исполнению федерального бюджета и кассовому обслуживанию бюджетов бюджетной системы РФ. О завершении финансового года и результатах сдачи годовой бюджетной отчетности.

 

Самое главное назначение бюджетной отчетности - это контроль за использованием бюджетных ассигнований и законностью использования средств, полученных от приносящей доход деятельности учреждения. Бюджетная отчетность дает обобщенную информацию, которая позволяет контролировать законность проводимых хозяйственных операций и их целесообразность, а также следить за наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами. Единый порядок ее составления и представления был установлен Инструкцией, утвержденной приказом МФ РФ от 21.01.2005г. N5н ,но с 1 января 2008 года эта Инструкция утратила силу в связи с изданием приказа МФ РФ от 24.08.2007г. N72н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ". Принципиальных изменений в порядке составления и представления отчетности не произошло. Основная цель приказа 72н - закрепить положения и наработки, сформировавшиеся в 2005-2006 годах при применении приказа N5н и не вошедшие в него. Приказ N5н в том виде, в котором он существовал в последнее время, был применим лишь с приложением разъясняющих писем. В связи с этим новая Инструкция содержит существенно больше информации, касающейся порядка формирования бюджетной отчетности. Так в текст приказа включен четко прописанный порядок осуществления консолидационных процедур (в том числе финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований). Кроме того, в документ включены три новых раздела:

  1. 3 раздел "Порядок составления бюджетной отчетности об исполнении консолидированного бюджета бюджетной системы РФ органом, организующим исполнение бюджета".
  2. 5 раздел "Особенности составления и представления бюджетной отчетности администраторами поступлений в бюджеты бюджетной системы РФ".
  3. 6 раздел "Особенности формирования бюджетной отчетности при реорганизации или ликвидации получателя средств бюджета".

В целях реализации Инструкции 72н Федеральное казначейство письмом от 21.12.2007г. N42-7.1-15/2.6-430 направило разъяснения об особенностях составления и представления Управлениями Федерального казначейства по субъектам РФ бюджетной отчетности по кассовому исполнению федерального бюджета и кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ в Федеральное казначейство в 2008 году.

Кроме того, до внесения изменений в Инструкцию по бюджетному учету, утвержденную приказом МФ РФ от 10.02.2006г. N25н, начиная с первого рабочего дня 2008 года, бюджетный учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета (бюджетные средства , средства от приносящей доход деятельности и средства во временном распоряжении) осуществляется на счетах по кассовому исполнению бюджета с применением признаков соответственно 1, 2 и 3. До этого учет операций по средствам от приносящей доход деятельности и средствам во временном распоряжении велся в кассовом обслуживании, а по счету 40105 велся как в кассовом обслуживании федерального бюджета, так и в кассовом исполнении федерального бюджета.

Сейчас в бюджетном учете операций по кассовому обслуживанию исполнения федерального бюджета с 1.01.2008г. отражаются только операции с наличными денежными средствами федеральных бюджетных учреждений по бюджетной деятельности, приносящей доход деятельности и деятельности со средствами, находящимися во временном распоряжении, и с доходами, распределяемыми органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы РФ.

Учитывая изложенное, всем органам Федерального казначейства необходимо было провести реформацию Главной книги по исполнению федерального бюджета в части включения в нее входящих остатков на 1 января 2008 года по счетам бюджетного учета по приносящей доход деятельности и деятельности со средствами во временном распоряжении, в связи с чем остаток средств, находящихся во временном распоряжении, должен быть перенесен со счета 3 30700 000 "Расчеты по операциям единого счета бюджета в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов"; на счет 3 40203 000 "Результат прошлых отчетных периодов по кассовому исполнению бюджета";.

При этом все операции по включению указанных средств в Главную книгу по исполнению федерального бюджета следовало отразить в Справке N0504833 в межотчетный период. Корреспонденция счетов бюджетного учета в отделения направлена.

Что нового по отчетности. Появились такие формы как 0503125 "Справка по консолидируемым расчетам", 0521ххх "Отчет об остатках средств на счетах, открытых органам Федерального казначейства в учреждениях Банка России и кредитных организациях", представляются ежемесячно. Форма 0521413 "Отчет о кассовых выбытиях средств федерального бюджета в разрезе бюджетополучателей" с нового года представляется по всему перечню главных распорядителей, ранее представлялся по ограниченному перечню.

Начиная с отчетности по состоянию на 1 марта 2008 года, "Справка о перечислении средств из федерального бюджета по разделу 11 "Межбюджетные трансферты субъектам РФ> по форме 0521462 составляется ежедневно и ежедневно представляется в Федеральное казначейство, но из отделений это коснется только отделения по г. Ульяновску.

Приказ N72н по составлению и представлению отчетности отменил заверение форм 0503127 "Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета", 0503137 "Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета" органами федерального казначейства, но видимо бюджетополучатели не готовы сдавать отчеты, не выверенные с нами, поэтому вышло письмо ФК от 19.12.2007г. N42-7.1-15/2.6-420, которое обязывает нас при обращении получателей средств федерального бюджета заверять вышеназванные формы в части показателей, отраженных в графе "через органы, организующие исполнение бюджета".

Отчетность по состоянию на 01.02.2008г. в соответствии с новыми требованиями составлялась очень тяжело из-за неготовности централизованного программного обеспечения. В течение февраля многие проблемы решились, но не все. В настоящее время отсутствует междокументальный контроль форм отчетности 0503124, 0521462, 0521413. Поскольку с 01.01.2008г. в Управлении не ведется база всех лицевых счетов получателей средств федерального бюджета, мы также не можем осуществлять ежедневный контроль кассового расхода федерального бюджета в части кодов ЭКР в форме отчетности 0521469. Поэтому я обращаю Ваше внимание , чтобы Вы повнимательнее отнеслись к названным формам отчетности.

При формировании бюджетной отчетности в соответствии с приказом N72н и письмом N430 необходимо руководствоваться "Руководством пользователя" ППО Центр-КС "Казначейское исполнение доходов и расходов федерального бюджета и кассовое обслуживание территориальных бюджетов". Документ описывает технологию формирования и представления отчетности, в том числе перекрестный контроль, экспорт, импорт, печать документов. Отчеты ОФК представляются в 2008 году в соответствии с Требованиями к форматам и способам передачи в электронном виде в Управление текстовых файлов с данными квартальной и месячной отчетности, версия требований - 2.1.

По отчетности за 2007 год. В настоящее время бюджетная отчетность по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ и кассовому исполнению федерального бюджета за 2007 год Управлением федерального казначейства по Ульяновской области представлена в Федеральное казначейство и принята им. Но окончательное подтверждение приема отчета будет произведено дополнительно после проверки соответствия отчетности нашего Управления отчетности главных распорядителей средств федерального бюджета.

Годовой отчет за 2007 год в отличие от годового отчета 2006 года составлялся без особых проблем. Большую роль здесь сыграло то, что финансовые органы муниципальных образований научились оперативно работать с информацией, которую они получают от органов федерального казначейства. Предоставление органами Федерального казначейства финансовым органам, распорядителям, получателям средств бюджетов ежедневной и ежемесячной информации о кассовых поступлениях и выплатах в разрезе кодов бюджетной классификации РФ, облегчает ведение ими бухгалтерского учета и составление отчетности об исполнении бюджетов. Ежедневная работа с нашей информацией позволяет своевременно устранять выявленные ошибки, позволяет сокращать сроки составления отчетов, повысить их достоверность.

Положительным моментом явилось представление Управлением в течение всего 2007 года ежемесячной информации для руководителей отделений о соблюдении сроков представления отчетности отделением, наличии отклонений и количестве корректировок по каждому виду отчета. Это давало руководителю отделения возможность владеть информацией о соблюдении сроков и качестве представления отчетности отделением, оперативно устанавливать причины допущенных нарушений и проводить мероприятия по устранению этих причин.

Но не во всех отделениях эта работа поставлена на должном уровне. На мой взгляд, есть над чем поработать в вопросах составления и представления бюджетной отчетности руководителям отделений по Вешкаймскому, Новомалыклинскому, Радищевскому и Старокулаткинскому районам. В то же время хочется отметить ряд отделений, которые в срок и с хорошим качеством представляли в 2007 году отчетность по исполнению бюджетов: