Об актуальных вопросах бюджетного учета и отчетности по исполнению федерального бюджета и кассовому обслуживанию бюджетов бюджетной системы РФ. О завершении финансового года и результатах сдачи годовой бюджетной отчетности.

Приказ Минфина России от 13.11.2008г. №128н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» отменил ранее действующую Инструкцию от 24.08.2007г. №72н и определил порядок составления отчетности за 2008год. В ближайшее время планируется введение форм дополнительной отчетности по санкционированию и принятию обязательств, некоторые формы отчетности будут откорректированы в соответствии с изменениями, внесенными в Инструкцию по бюджетному учету от 10.02.2006г. №25н. Указанные изменения вступают в силу с сегодняшнего дня, так как 6 марта 2009 года в «Российской газете» опубликован приказ МФ РФ от 30.12.2008г. №148н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету».

Особых нововведений по ведению бюджетного учета нет. Общая политика по бюджетному учету сохранилась. Основные изменения, вернее уточнения, вносятся в связи с изменением бюджетного законодательства.

В связи с изменением бюджетного законодательства появились новые объекты бюджетного учета, новый порядок и новые требования к учету бюджетных данных. Новым объектом бюджетного учета являются бюджетные ассигнования по расходам и источникам финансирования дефицита бюджета (в части погашения). При этом различают бюджетные ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг и прочие бюджетные ассигнования, в том числе на исполнение публичных обязательств. Новым объектом учета является также смета доходов и расходов по приносящей доход деятельности. Данные сметы отражаются на счетах санкционирования для контроля при постановке на учет бюджетных обязательств, принимаемых за счет средств от приносящей доход деятельности. С 1 января 2009 года в органах Федерального казначейства подлежат учету бюджетные обязательства в соответствии с порядком учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденным приказом МФ РФ от 19.09.2008г. №98н «О порядке учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета», за исключением вступающих в силу с 1 января 2010 года положений порядка, устанавливающих порядок постановки на учет бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, возникающих на основании государственных контрактов, иных договоров.

Наряду с новыми объектами бюджетного учета появились новые требования к учету бюджетных данных. Бюджетный учет должен обеспечивать возможность учета бюджетных данных как обобщенных, так и с детализацией по кодам классификации операций сектора государственного управления Другим новым требованием к учету бюджетных данных является обеспечение регистрации и учета бюджетных данных и бюджетных обязательств на среднесрочную перспективу (текущий год и плановый период) с раздельным учетом в разрезе лет.

В связи с введением новых объектов и новых требований к бюджетному учету в части операций по санкционированию расходов бюджета, уточнен порядок применения существующих счетов и дополнен План счетов бюджетного учета в части операций по доведению бюджетных ассигнований до главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств; регистрации бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на среднесрочную перспективу -текущий год и планируемые периоды; регистрации смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности; постановке на учет бюджетных обязательств по годам.

Что нового по отчетности.

В 2009 году в связи с востребованностью со стороны Минфина России консолидированной отчетной информации по кассовым поступлениям и выбытиям по субъектам Российской Федерации отчет по форме 0503152 начиная с января 2009 года представляется еженедельно.

В целях усиления контроля за достоверностью отчетности и сверки отчетных данных по приносящей доход деятельности с данными ГРБС, начиная с отчетности по состоянию на 1 мая 2009 года будет введена форма ежемесячного отчета о кассовом поступлении и выбытии средств от приносящей доход деятельности в разрезе получателей средств федерального бюджета. Разделы отчета будут аналогичны разделам отчета по форме 0503134.

По мере готовности ППО Федеральным казначейством будут установлены сроки представления нового ежемесячного отчета об исполнении бюджетных обязательств по форме согласно приложению №9 к порядку 98н (код формы по КФД 0531709).

Более подробно актуальные вопросы бюджетного учета и отчетности по исполнению федерального бюджета и кассовому обслуживанию бюджетов бюджетной системы РФ будут рассмотрены на отдельном совещании с бухгалтерскими работниками отделений, которое планируется провести в апреле 2009 года.

По отчетности за 2008 год. В настоящее время бюджетная отчетность по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ и кассовому исполнению федерального бюджета за 2008 год Управлением федерального казначейства по Ульяновской области представлена в Федеральное казначейство и принята им. Но окончательное подтверждение приема отчета будет произведено дополнительно после проверки соответствия отчетности нашего Управления отчетности главных распорядителей средств федерального бюджета.

По результатам Справок о соблюдении сроков предоставления консолидированной бюджетной отчетности и количестве корректировок отделениями федерального казначейства по Ульяновской области за 2008 год можно сказать следующее. Были случаи нарушения установленных сроков , многочисленные корректировки. Причем ошибки в отчетности выявлялись на уровне Управления, что свидетельствует о недостаточном качестве проверки отчетных данных работниками отделений, отвечающих за составление и представление соответствующей отчетности, а также об отсутствии должного контроля со стороны руководителей отделений за составлением и представлением отчетности.

Наибольшее количество корректировок отчетности за 2008 год допустили отделения:

- по Майнскому району – 14 корректировок;

- по Ульяновскому району – 12 корректировок;

- по Тереньгульскому району – 10 корректировок;

- по Новомалыклинскому району – 8 корректировок.

Основными ошибками являются: представление отчетности по недействующим кодам бюджетной классификации; невыполнение контрольных соотношений в формах отчетности; невыполнение требований к форматам передачи текстовых файлов; отнесение поступлений на коды бюджетной классификации, несоответствующие реестрам перечисленных поступлений со счета 40101, направляемым отделом доходов Управления; отражение данных по кодам классификации операций со средствами муниципальных районов в графах, предназначенных для учета операций со средствами поселений, и наоборот (пересортица между кодами 05 и 10); порой отчетность не выверяется с банковскими выписками.

По итогам сдачи отчетности за 2008 год хочется отметить 2 отделения, которые не допустили ни одной корректировки и срыва срока отчетности по исполнению федерального бюджета и кассовому обслуживанию бюджетов бюджетной системы РФ:

-отделение по Сурскому району

-отделение по Засвияжскому району.

По результатам сдачи отчетности за 2 месяца текущего года можно сделать вывод, что вышеотмеченные мною ошибки повторяются вновь. Руководителям отделений и главным бухгалтерам необходимо детально разобраться в причинах допускаемых нарушений и оперативно устранить их.