О порядке кассового обслуживания исполнения бюджетов в 2009 году

Кассовое обслуживание исполнения бюджетов в 2009 году осуществляется в соответствии со статьями 166.1, 241.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (ФЗ № 145 ФЗ от 31.07.1998г. с изменениями и дополнениями) и приказом Федерального казначейства от 10 октября 2008г. № 8н «О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов».

В соответствии с п.2.2.1. приказа Федерального казначейства от 10.10.08г. № 8н кассовое обслуживание исполнения бюджета субъекта или местного бюджета осуществляется по следующим вариантам:

- с открытием лицевого счета бюджета финансовому органу;

- с открытием в соответствии с Соглашением лицевых счетов главным распорядителям, распорядителям и получателям средств бюджета субъекта или местного бюджета, заключенного между органами Федерального казначейства и Высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или местного бюджета.

На коллегии Управления Федерального казначейства по Ульяновской области 23 декабря 2008 года рассмотрен вопрос об обращении Правительства Ульяновской области от 12 декабря 2008г. № 73-П-02/16532 в Управление с просьбой осуществлять операции с субсидиями, субвенциями и иными межбюджетными трансфертами, полученными из федерального бюджета в 2009году на лицевых счетах получателей средств областного бюджета, открытых в органах Федерального казначейства области, при передаче их из бюджета Ульяновской области в местные бюджеты операции с указанными средствами учитываются на лицевых счетах, открытых получателям средств местных бюджетов в отделениях Федерального казначейства. Также на коллегии было отмечено, что на кассовое обслуживание операций с субсидиями, субвенциями и иными межбюджетными трансфертами необходимо заключить Соглашения при получении из Федерального казначейства типовых форм, как Соглашения, так и Регламента.

Типовые формы Соглашения об осуществлении органом Федерального казначейства отдельных функций по исполнению бюджета субъекта или местного бюджета и Регламента о порядке и условиях обмена информацией между соответствующим финансовым органом и органом Федерального казначейства утверждены приказом руководителя Федерального казначейства от 23 декабря 2008года № 329, который доведен до руководителей отделений письмом Управления от 30 декабря 2008 года исх. № 06-15/4955.

Управление Федерального казначейства по Ульяновской области письмом от 20 января текущего года исх. № 06-16/248 «О представлении Соглашений и Регламентов» запросило от руководителей отделений подписанные с главами администраций муниципальных образований Соглашения и финансовым органом - Регламенты.

В представленных отделениями соглашениях, подписанных главами администраций муниципальных образований (из 25 отделений заключивших соглашения);

- в Соглашениях по восьми отделениям (32%) отсутствует дата подписания (отделения по Инзенскому, Майнскому, Сенгилеевскому, Старокулаткинскому, Павловскому, Николаевскому, Цильнинскому, Тереньгульскому районам);

- также в Соглашениях по восьми отделениям в пункте 2.1., где говорится про санкционирование платежей, отделениями не указаны номер и дата приказа финансового органа муниципального образования (отделения по Карсунскому, Николаевскому, Павловскому, Сенгилеевскому, Старокулаткинскому, Сурскому, Тереньгульскому, Чердаклинскому районам);

- в Соглашениях семи отделений, не указаны, какие конкретно функции передаются по исполнению бюджета муниципального образования органу Федерального казначейства (по отделениям Вешкаймскому, Сенгилеевскому, Старомайнскому, Карсунскому, Павловскому, Ульяновскому и Цильнинскому районам);

- в Соглашениях, заключенных отделениями по Вешкаймскому, Инзенскому и Цильнинскому районам включены операции по кассовым выплатам на балансовом счете 40201 «Средства бюджетов субъектов Российской Федерации», должен присутствовать балансовый счет 40204.

По Регламентам, подписанным руководителями отделений и финансовым органом, в ходе проверки установлены следующие замечания:

- в Регламентах отделений по г.Димитровграду, Вешкаймскому, Инзенскому, Кузоватовскому, Радищевскому, Сенгилеевскому, Тереньгульскому, Цильнинскому районам в п.2.1., 2.10. не оговорено время, до которого осуществляется представление финансовым органом расчетных документов. Соответственно не указано и время проверки представленных расчетных документов органом Федерального казначейства (вышеназванные отделения);

- в пунктах 2.2., 2.6., 2.7., 2.10., 3.4., 3.7. Регламента предусматривается информационный обмен по балансовому счету 40201 «Средства бюджетов субъектов Российской Федерации», нужно оставить счет 40204 «Средства местных бюджетов». Данный обмен присутствует в Регламентах по г.Димитрограду, Вешкаймскому, Карсунскому, Кузоватовскому, Старомайнскому, Сенгилеевскому, Старокулаткинскому, Павловскому, Цильнинскому, Ульяновскому районам, т.е. 10 отделений неверно подписали Регламенты с финансовыми органами, что составляет 40% от всех отделений, заключивших Регламенты (кроме отделения по г.Ульяновску).

В соответствии с заключенным Соглашением между Управлением Федерального казначейством по Ульяновской области и Губернатором Ульяновской области по исполнению отдельных функций областного бюджета в части субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов при санкционировании платежей по операциям на лицевых счетах получателей средств областного бюджета необходимо руководствоваться приказом Министерства финансов Ульяновской области от 10 октября 2008г. № 57-пр «Об утверждении порядка исполнения областного бюджета Ульяновской области по расходам и источникам финансирования дефицита областного бюджета Ульяновской области».

На основании данного приказа при проверке «Заявки на кассовый расход» ответственный работник органа Федерального казначейства при санкционировании оплаты за поставку товаров, выполнение работ, оказании услуг проверяет наличие договора, государственного контракта; накладной, акта приема-передачи на поставку товара; акт выполненных работ, счет - за выполненные работы, оказанные услуги, а также иных документов, подтверждающих возникновение данных обязательств, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Ульяновской области.

Управление включило в Соглашение пункт о том, что орган Федерального казначейства не исполняет судебные акты по обращению взыскания на средства бюджета Ульяновской области.

Присвоение кодов целей в программе «Центр КС»

1. Управление сделало запрос в Министерство финансов Ульяновской области о предоставлении (к Соглашению по субсидиям и субвенциям) перечня кодов целей с указанием кода дохода (20-ти значных), по которому зачисляются субсидии, субвенции и иные межбюджетные трансферты на счет 40201 областного бюджета. Минфин оперативно в течение 2-х дней представил его. В тестовой базе опробовали. За каждый день открывать – «реестр перечисленных поступлений, (форма 0531465)», находить код дохода в соответствии с предоставленным перечнем и в графе «дополнительная классификация» заносим вручную соответствующий код цели. Проверяем, отразился ли присвоенный код цели в «реестре перечисленных поступлений». После этого можно формировать выходные формы.

Согласно предоставленного в отделения перечню кодов целей такую работу необходимо начать с 11 января 2009 года, в связи с тем, что в выписке из лицевого счета бюджета остаток денежных средств переходящий и изменяется от сумм субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов.

2. Учесть, что остатки средств на счетах муниципальных образований на 1 января 2009года по субсидиям и субвенциям тоже должны быть присвоены коды цели согласно информации, предоставленной финансовым органом муниципального образования. Справка по остаткам субсидий и субвенций на конец отчетного года доведена до финансового органа.

3. По новой формируем отчетные формы по исполнению бюджета в программе «Центр КС» за все дни, начиная с 11 января текущего года, для последующего предоставления финоргану:

- выписку из лицевого счета бюджета;

- ведомость по кассовым поступлениям в бюджет (приложение № 12);

- сводная ведомость по кассовым поступлениям в бюджет (ежедневная) приложение № 14;

- сводная ведомость по кассовым поступлениям (месячная) приложение № 16;

- ведомость по движению свободного остатка средств (приложение № 19);

- справка к ведомости по движению свободного остатка средств (приложение № 20). (В настоящее время нет в « Центре КС»).

Итак, коды цели по средствам субсидий, субвенций и иным межбюджетным трансфертам, зачисляемым на счет 40204 реестром перечисленных поступлений, присваивают отделения УФК по Ульяновской области в соответствии с перечнем кодов, представленным финансовым органом муниципального образования.

Проведение и учет операций со средствами, полученными бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности

Кассовое обслуживание исполнения бюджета субъекта или местного бюджета по учету операций со средствами, полученными бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности осуществляется в соответствии со статьями 166, 168, 220, 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Порядком кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядком осуществления органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов, утвержденным приказом Федерального казначейства от 10.10.2008г. № 8н.

В соответствии с пунктом 3.3. Порядка 8н Соглашение о проведении и учете бюджетными учреждениями субъекта Российской Федерации (муниципального образования) операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, заключаются органами Федерального казначейства при наличии у них технической возможности с начала финансового года.

В середине февраля текущего года в Управление обратились руководители отделений по Сурскому и Чердаклинскому районам с вопросом о возможности открытия лицевых счетов на балансовом счете № 40703 для учета операций со средствами, полученными бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности.

Исходя из положений пункта 3.3 порядка 8н, Управление направило запрос в Федеральное казначейство, письменный ответ в настоящее время не получен. При получении разъяснений по данному вопросу от Федерального казначейства, они будут доведены до руководителей отделений.

До настоящего времени утвержденной Федеральным казначейством типовой формы Соглашения по операциям с внебюджетными средствами нет. Управление Федерального казначейства по Ульяновской области разработало проект вышеназванного Соглашения и направило его в Министерство финансов Ульяновской области на согласование. Дополнения и исключения от Минфина пришло (остановлюсь ниже).

Основные и главные моменты в Соглашении:

- учет операций со средствами, полученными бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности, осуществляется органами Федерального казначейства на балансовом счете 40603 «Счета организаций, находящихся в государственной (кроме федеральной) собственности. Некоммерческие организации». Соответственно отделения УФК по Ульяновской области при заключении аналогичных Соглашений с главами администраций муниципальных образований должны указывать свой балансовый счет 40703 «Счета негосударственных организаций. Некоммерческие организации»;

- лицевые счета для учета вышеназванных операций получателей средств бюджета открываются в соответствии с приказом Федерального казначейства от 07.10.2008г. № 7н в соответствии с представленным в отделения перечнем главных распорядителей, распорядителей и получателей средств местного бюджета;

- операции на лицевых счетах осуществляются органами Федерального казначейства в соответствии с Разрешениями;

- орган Федерального казначейства на счете 40603 (40703) учитывает суммы требующие уточнения вида и принадлежности платежа как невыясненные поступления;

- осуществляет кассовые выплаты с лицевых счетов получателей средств бюджета по перечислению налогов и других обязательных платежей в бюджетную систему на основании Заявок на кассовый расход;

Минфин Ульяновской области предложил дополнить текст Соглашения абзацем следующего содержания:

- орган Федерального казначейства осуществляет кассовые выплаты с лицевых счетов получателей средств бюджета в случаях, предусмотренных в Разрешении, на основании Заявок на кассовый расход». Департамент соцзащиты населения Ульяновской области будет осуществлять кассовые выплаты по средствам ФСС на выплату пособий при рождении ребенка безработным женщинам, студентам и т.д.;

- выдает в установленном порядке выписку из лицевого счета.

В соответствии с подпунктами 3, 4 п.11 Федерального закона от 26.04.2007г. № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» бюджетное учреждение осуществляет операции со средствами, полученными от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, добровольные пожертвования, средства от иной приносящей доход деятельности в установленном финансовым органом порядке.

В связи с вышеизложенным, финансовый орган муниципального образования должен разработать и утвердить порядок осуществления бюджетными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности и представить его в орган Федерального казначейства.

Итак, работа отделений УФК по Ульяновской области по исполнению бюджетов регулируется вышеназванными нормативными документами, а также заключенными Соглашениями с местными органами власти, как на полное кассовое обслуживание, так и частичное, подписанными с финансовым органом Регламентами. Кроме Соглашения по операциям с внебюджетными средствами необходим порядок, утвержденный финансовым органом муниципального образования.