10-е Всероссийское совещание по вопросам бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности для специалистов управлений Федерального казначейства по субъектам РФ, финансовых органов субъектов РФ и органов управления государственными внебюджетными фондами РФ проходило с 3 по 8 сентября 2012г. в г. Геленджике Краснодарского края.

Открыл совещание руководитель Федерального казначейства Артюхин Роман Евгеньевич. Он отметил, что 2012 год – это заключительный год программы Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением правительства РФ от 30.06.2010г. № 1101-р. В настоящее время в высокой степени готовности новое распоряжение, которое определит программу деятельности Федерального казначейства на период до 2018 года.

В продолжение выступления Артюхина Р.Е. заместитель руководителя Федерального казначейства Смирнов Владимир Андреевич рассказал о концепции реформирования системы бюджетных платежей. Этот документ уже согласован Минфином России и сейчас находится на согласовании в Центральном Банке России.

Было отмечено, что в настоящее время:

а) идет дублирование операций банка и казначейства;

б) огромное количество счетов в Банке России и кредитных организациях;

в) отсутствуют механизмы управления ликвидностью счетов бюджета субъекта и местных бюджетов;

г) длительные сроки осуществления операций;

д) значительный объём операций с наличными денежными средствами.

Чтобы все эти проблемы решить, необходимо:

а) открыть Казначейству корреспондентский счет в Банке России;

б) создать систему управления ликвидностью счетов бюджета и местных бюджетов;

в) развивать систему электронных платежных сервисов;

г) организовать оплату госуслуг в электронном виде;

д) минимизация наличного денежного обращения.

Реформирование системы бюджетных платежей предполагается провести в 2 этапа.

1 этап.

В банке России будет открыт корреспондентский счет для Управления 30101(расчетный счет 40105). Казначейство будет действовать как особый участник системы банковских платежей без присвоения кода кредитной организации и останется органом исполнительной власти. Предполагается гармонизировать бухгалтерский и операционный учет, в номере счета бюджетного учета будет присутствовать номер балансового счета.

2 этап.

Корреспондентские счета Управлений 30101 по субъектам в Банке России будут закрыты и открыт 1 корреспондентский счет Федеральному казначейству в Москве. Это позволит управлять размером ежедневного сальдо на корсчете путем мониторинга обязательств Федерального казначейства перед своими клиентами, а также размещать денежные средства на рынке и извлекать доход в рамках рыночных операций.

Всё это будет происходить на фоне развития электронных сервисов и приведения их к международным стандартам. Будет создан портал электронных расчетов населения pay.budget.gov.ru. Осуществление платежей будет происходить с помощью мобильных телефонов, электронных кошельков, пластиковых карт.

Также будет создана государственная информационная система государственных и муниципальных платежей «ГИС ГМП». Она повысит информированность плательщиков и упростит процедуры оплаты:

-можно будет получать полную и своевременную информацию о начисленных платежах, оплатах и задолженностях в «Личном кабинете» плательщика из любой точки страны и мира;

-возможно оперативное (on-line) осуществление платежей;

-оперативно (on-line) происходит информирование плательщика и администратора доходов о произведенных платежах и погашении задолженности.

Благодаря этой системе планируется повысить собираемость доходов.

На этом этапе Казначейство России становится эмитентом корпоративных банковских карт.

По временным рамкам:

2012 год (предварительный этап) – будет утверждена концепция реформирования системы бюджетных платежей, внесены изменения в Бюджетный Кодекс, в Закон о банковской деятельности, создание ГИС ГМП;

2013 – 2015 годы (1 этап) – изменения в нормативную базу (инструкция по бухучету);

- формирование системы корсчетов УФК;

- формирование новых механизмов обеспечения клиентов УФК наличными денежными средствами, эмиссия карт VISA и MASTER CARD Казначейством России;

- перевод на обслуживание в органы казначейства счетов Пенсионного фонда, ФОМС и других фондов;

2015 – 2017 годы (2 этап) – открытие единого корсчета Федерального казначейства.

Ожидаемый результат реформирования системы бюджетных платежей к 2018 году:

а) уменьшение количества счетов органов казначейства в банках с 62 тысяч до 1 счета;

б) минимизация остатков на счетах до суммы, рассчитанной с учетом среднедневной потребности;

в) снижение наличного денежного обращения;

г) сокращение времени осуществления операций с 3-х дней до 1 дня;

д) время зачисления платежей в бюджет сократится с 3-х дней до 1 дня.

Саакян Татьяна Васильевна – заместитель Директора Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России отметила, что готовятся поправки в Бюджетный кодекс, на смену ФЗ-94 придет новый федеральный закон «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг». В поправках к Бюджетному кодексу сказано, что Федеральное казначейство (финансовые органы субъектов РФ или муниципальных образований) осуществляют внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в соответствии с полномочиями, установленными Бюджетным кодексом. Такими полномочиями являются:

-контроль за непревышением показателей планов закупок над лимитами бюджетных обязательств на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд;

-контроль за соответствием показателей планов графиков показателям планов закупок;

-контроль за соответствием содержания проводимой операции по оплате государственного (муниципального) контракта сведениям о данном контракте, содержащемся в реестре контрактов, и сведениям о поставленном на учет бюджетном обязательстве по указанному контракту;

-контроль за соответствием сведений о поставленном на учет бюджетном обязательстве по государственному (муниципальному) контракту условиям контракта.

Ст.219 «Исполнение бюджета по расходам» будет звучать так:

«Санкционирование оплаты денежных обязательств осуществляется в форме совершения разрешительной надписи после проверки наличия документов, предусмотренных порядком санкционирования оплаты денежных обязательств, установленным финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом РФ) в соответствии с положениями настоящего Кодекса. Санкционирование оплаты денежных обязательств по государственным (муниципальным) контрактам осуществляется при соответствии сведений о государственном (муниципальном) контракте в реестре контрактов, предусмотренном Федеральным законом «О контрактной системе Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг», и сведений о принятом на учет бюджетном обязательстве по государственному (муниципальному) контракту условиям данного государственного (муниципального) контракта.

Готовятся также изменения в Бюджетный кодекс, касающиеся доходов от реализации и использования государственного и муниципального имущества (ст.41,51,62), сводной бюджетной росписи (ст.217), о представлении УФК информации финорганам о доходах в разрезе плательщиков (ст.40).

Также Саакян Т.В. отметила, что будут вноситься изменения в 199н. Будет разрешено работать с пластиковыми картами финорганам при открытии в них лицевых счетов организаций. Решается вопрос об использовании пластиковых карт для расчетов за товары, услуги.

Начальник отдела интеграции Управления финансовых технологий Федерального казначейства Зацепин Максим Тимофеевич рассказал о развитии системы КПЭ. Вначале система КПЭ была нацелена на федеральный бюджет, сейчас она адаптируется под потребности региональной и местной власти. Будет расширен состав показателей и глубина их детализации, в системе появятся данные по получателям бюджетных средств. Расширятся функциональные возможности системы КПЭ, расширятся средства визуализации системы КПЭ, повысится доступность системы для широкого круга пользователей. Продолжаются работы по подключению органов исполнительной власти и контрольно-счетных органов субъектов РФ, полномочных представителей Президента в федеральных округах к системе КПЭ.

Использование системы на региональном уровне даст оперативно получать детальную информацию об исполнении любого бюджета в разрезе кодов бюджетной классификации, анализировать структуру и динамику доходов и расходов регионального и местных бюджетов на территории субъекта РФ.

В целях обеспечения качества оперативных данных в системе КПЭ будет введен автоматический контроль с оперативной отчетностью (октябрь 2012г.), с данными Главной книги (январь 2013г.), с ежемесячной отчетностью (февраль 2013г.).

Начальник отдела методологии бюджетной классификации Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России Кузьмин Игорь Юрьевич рассказал о том, что существует проект федерального закона № 116795-6 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования бюджетного процесса и в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который предусматривает единые для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации виды расходов и особый порядок установления перечня элементов на 2014 год.

Выступление заместителя начальника Управления совершенствования функциональной деятельности Федерального казначейства Ероховой Натальи Викторовны было посвящено приказу ФК № 238 от 18.06.2012г. «Об организации работы территориальных органов федерального казначейства по осуществлению полномочий получателя средств федерального бюджета по перечислению в бюджеты субъектов РФ из федерального бюджета субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение». Задача этого приказа – минимизировать неиспользованный остаток целевых средств на единых счетах бюджетов субъектов РФ. В УФК на счете 40105 открываются лицевые счета по учету операций по переданным полномочиям отдельно по каждому переданному полномочию. Орган федерального казначейства при осуществлении переданных полномочий перечисляет из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ целевые средства в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств бюджета РФ, источником финансового обеспечения которых являются данные целевые средства, уменьшенной на сумму неиспользованного остатка соответствующих целевых средств на едином счете бюджета субъекта РФ. Перечисление суммы подкрепления осуществляется со счета 40105 на счет 40201. Счет 40101 в этом механизме уже не участвует. Сумма подкрепления перечисляется в бюджет субъекта в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных главным распорядителем с открытого ему лицевого счета главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств на соответствующий лицевой счет по переданным полномочиям.

Заместитель директора Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России Сивец Светлана Викторовна рассказала о том, что в результате применения Закона от 21 ноября 1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» выявился ряд неэффективных положений этого документа. Современные экономические условия потребовали выработать законодательные нормы, регулирующие систему бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами. Поэтому появился закон от 6 декабря 2011г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», официально он вступит в силу с 1 января 2013г.

Введены более жесткие требования к главному бухгалтеру по образованию и стажу работы. Положения Закона № 402-ФЗ освобождают бухгалтера от ответственности за противозаконные или ошибочные действия, к которым умышленно или в силу незнания его принуждает руководитель организации. В то же время отсутствие письменного распоряжения на спорное с точки зрения закона действие не освобождает бухгалтера от ответственности.

Закон № 402-ФЗ не требует соответствия форм первичных учетных документов установленным формам и указывает, что они могут утверждаться руководителем экономического субъекта. Для организаций государственного сектора формы первичных документов должны соответствовать бюджетному законодательству.

Формы регистров бухгалтерского учета утверждаются руководителем экономического субъекта. Для государственных организаций они должны соответствовать бюджетному законодательству. Все регистры должны содержать ряд обязательных реквизитов.

Законом не оговорено обязательное наличие в отчетности подписи главного бухгалтера или лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Таким образом, ответственность за составленную отчетность несет, прежде всего, руководитель. Указание о бумажном носителе определяет невозможность составления отчетности только в электронном виде с электронной подписью. Обязательно должен быть бумажный носитель с собственноручной подписью руководителя экономического субъекта.

Заместитель начальника Отдела методического обеспечения бюджетных полномочий Федерального казначейства по исполнению федерального бюджета Управления совершенствования функциональной деятельности Федерального казначейства Камардина Юлия Викторовна осветила отдельные направления совершенствования кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов).

а) Предоставление бюджетных кредитов с 1 января 2012 года на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов):

- размер кредита - не более 1/12 от объема доходов бюджета субъекта (местного бюджета), за исключением субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов;

- на возвратной основе, на срок, не более 30 дней при условии возврата не позднее 25 ноября текущего финансового года;

- при отсутствии размещенных средств бюджета заемщика на банковских депозитах;

б) Привлечение средств бюджетных и автономных учреждений субъекта и муниципалитетов со счетов 40601 и 40701 на счета бюджетов 40201 и 40204 соответственно (Приказ Министерства финансов РФ от 08.06.2012г. № 76н). Но программное обеспечение пока не готово, его готовность запланирована на 01.01.2013г.

в) Кассовое обслуживание исполнения бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов с 1 января 2013 года. Открыт будет в банке балансовый счет 40404, счета территориальным государственным внебюджетным фондам и их филиалам будут открываться в силу закона без заключения соглашения. Органы федерального казначейства будут контролировать наличие остатка и соответствие кода КОСГУ назначению платежа;

г) Обеспечение наличными денежными средствами с использованием карт.

В настоящее время ведется работа по внесению изменений в приказ 199н. Предполагается, что сам клиент будет передавать в кредитную организацию копии паспортов, заявления на получение пластиковых карт, кредитная организация будет сама выдавать пластиковые карты и информировать о выдаче органы казначейства. Также будут установлены ограничения по сумме по 1 транзакции – 100 тысяч рублей и по количеству транзакций по 1 карте - 5. С 01.01.2013 года должен действовать уже обновленный приказ 199н.